• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

По году в доме: семейное обучение становится территорией для множества экспериментов

В последние годы все больше российских семей переходят на семейное обучение. Обычно это решение связано с желанием создать для ребенка спокойную и поддерживающую среду, где сохраняется интерес к учебе и есть возможность осваивать материал в своем ритме, с учетом потребностей и состояния самого ребенка.

По году в доме: семейное обучение становится территорией для множества экспериментов

© AI

Об этом пишут эксперты Центра исследований современного детства и Центра психометрики и измерений в образовании
В семьях на домашнем образовании стараются учитывать интересы ребенка и находить баланс между свободой и поддержанием структуры: введением правил, практиками контроля и т.д. Родители не просто следуют за его желаниями, а стремятся создать пространство, где сочетаются доверие и понятные границы:

«Мы вас немножко ограничиваем, потому что мы вас любим. Мы хотим, чтобы вы психически, физически были здоровые».

Родители стремятся обеспечить детям хорошее образование, но им важно сохранить и хорошие отношения, поэтому они стараются не давить, договариваться с ребенком, учитывать его мнение.

Учебный процесс может выглядеть очень разнообразно. Кто-то использует онлайн-ресурсы, кто-то дополняет их занятиями в кружках, работой с репетиторами или проектами. Все зависит от интересов ребенка и задач, которые ставит перед собой семья.

«Мы смотрим, что интересно сыну, в чем его сильные стороны, к чему он стремится», — рассказывает один из родителей.

Социализация складывается постепенно и через разные форматы — кружки, семейные школы, поездки, совместные занятия, знакомства по интересам. Родители чаще обращают внимание не на количество общения, а на то, насколько ребенку комфортно в этом кругу.

«На семейном ты сам выбираешь, с кем быть рядом, а не просто приспосабливаешься к случайным одноклассникам», — говорит мама детей на семейном обучении.

Создавая свои маленькие образовательные вселенные, семьи не отвергают школу — она становится частью более широкого образовательного опыта картины. Наряду с базовыми предметами появляются темы, которым в обычной школе иногда уделяется недостаточно внимания: критическое мышление, эмоциональный интеллект, навыки общения и цифровая грамотность.

Как подчеркивают исследователи Александра Струкова и Катерина Поливанова, опыт родителей на семейной форме обучения позволяет увидеть культурно-историческую теорию развития более широко: участие взрослого важно не только для развития учебных навыков, но и психологическом развитии: становлении автономии и самостоятельности. То, что сегодня становится не менее важным, чем умение решать уравнения или писать сочинения.

Читать статью