По году в доме: семейное обучение становится территорией для множества экспериментов
Об этом пишут эксперты Центра исследований современного детства и Центра психометрики и измерений в образовании
В семьях на домашнем образовании стараются учитывать интересы ребенка и находить баланс между свободой и поддержанием структуры: введением правил, практиками контроля и т.д. Родители не просто следуют за его желаниями, а стремятся создать пространство, где сочетаются доверие и понятные границы:
«Мы вас немножко ограничиваем, потому что мы вас любим. Мы хотим, чтобы вы психически, физически были здоровые».
Родители стремятся обеспечить детям хорошее образование, но им важно сохранить и хорошие отношения, поэтому они стараются не давить, договариваться с ребенком, учитывать его мнение.
Учебный процесс может выглядеть очень разнообразно. Кто-то использует онлайн-ресурсы, кто-то дополняет их занятиями в кружках, работой с репетиторами или проектами. Все зависит от интересов ребенка и задач, которые ставит перед собой семья.
«Мы смотрим, что интересно сыну, в чем его сильные стороны, к чему он стремится», — рассказывает один из родителей.
Социализация складывается постепенно и через разные форматы — кружки, семейные школы, поездки, совместные занятия, знакомства по интересам. Родители чаще обращают внимание не на количество общения, а на то, насколько ребенку комфортно в этом кругу.
«На семейном ты сам выбираешь, с кем быть рядом, а не просто приспосабливаешься к случайным одноклассникам», — говорит мама детей на семейном обучении.
Создавая свои маленькие образовательные вселенные, семьи не отвергают школу — она становится частью более широкого образовательного опыта картины. Наряду с базовыми предметами появляются темы, которым в обычной школе иногда уделяется недостаточно внимания: критическое мышление, эмоциональный интеллект, навыки общения и цифровая грамотность.
Как подчеркивают исследователи Александра Струкова и Катерина Поливанова, опыт родителей на семейной форме обучения позволяет увидеть культурно-историческую теорию развития более широко: участие взрослого важно не только для развития учебных навыков, но и психологическом развитии: становлении автономии и самостоятельности. То, что сегодня становится не менее важным, чем умение решать уравнения или писать сочинения.
Поливанова Катерина Николаевна
Центр исследований современного детства: Научный руководитель
Струкова Александра Сергеевна
Центр исследований современного детства: Стажер-исследователь