• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Темы исследований для аспирантской школы по образованию

Когда задумываешься о поступлении в аспирантуру, первая задача – придумать интересную тему исследования и найти руководителя, которому эта тема придется по душе. Научные руководители аспирантов Института образования НИУ ВШЭ рассказывают о диссертационных исследованиях и о том, как они встроены в деятельность институтских подразделений.


Катерина Николаевна Поливанова
Научный руководитель Кристины Любицкой. Диссертационное исследование «Взаимодействие родителей и школ в условиях реализации альтернативных форм обучения».


Актуальность исследования аспиранта

Традиционно детство определялось через систему образования («ребенок в школе»), через систему детско-родительских отношений («ребенок в семье») и через тему «ребенок и сверстник». Раньше эти сферы были относительно изолированы: семья отдает ребенка в школу, а там что-то происходит. Сегодня достаточно очевидно, что эти области начинают проникать друг в друга. Поэтому, когда мы говорим о современной ситуации, мы все время сталкиваемся с какими-то «расплывающимися» структурами, но при этом продолжаем говорить в довольно архаичных терминах. Участие семьи в образовании, в частности, и шире – размыкание образовательного пространства – важные тренды относительно современного детства. Среди прочего это способствует росту неравенства: даже если дети сидят за одной партой, у них может быть совершенно разное образовательное пространство. Один читает дополнительные книжки, а другой нет. Один ходит в музей или на спектакль по «Мертвым душам», другой – не ходит, и все это ведет к различиям в образовательном пространстве и, как следствие, к разным образовательным результатам. Но система управления образованием пока к этим новым реалиям не чувствительна. Попутно мы натыкаемся на огромное количество вещей. Например, взаимодействие школы и семьи. Претензии, конфликты, проверки школ родителями. К сожалению, традиционный способ управления системой образования и вроде бы одновременно системой развития ребенка – не срабатывает. Поэтому тема размыкания образовательного пространства и тема изменения детства как такового очень тесно связаны.

Работа аспиранта в Центре

Кристина училась в магистратуре «Доказательная образовательная политика» и пришла в Центр исследований современного детства после первого курса. И мы ей придумали такую тему – барьеры на пути осуществления нешкольных форм образования, в частности – семейного образования. Теоретико-практические интересы исследования современного детства оказались тесно связанными с этой темой.

Кристина – юный исследователь, и я очень ценю, что она готова слушать, учиться. Она уважительно относится к профессиональной компетенции других членов Центра. Сейчас она учится брать интервью, анализировать их, писать статьи. Формально она пишет хорошо, но пока, на мой вкус, ее статьи скорее напоминают отчеты, а хотелось бы, чтобы в них была научная интрига. И она старается, переделывает, советуется с другими людьми. Кристина открыта, поэтому я с большим уважением и радостью отношусь к тому, что она у нас в центре. Это хороший прогноз.

Потенциальным аспирантам

С одной стороны, важно, чтобы тема, интересующая потенциального аспиранта, как-то соприкасалась с тем, чем занимается Центр. Человека, конечно, что-то должно задеть, чтобы он среагировал на эту тему, но, к сожалению, соискатели часто предлагают архаичные и при этом привычные темы. Например, очень много людей хочет заниматься профориентацией. Но я, человек совсем не юный, трижды или четырежды кардинально меняла направление своей деятельности на протяжении своей жизни. Что говорить о сегодняшних молодых людях! Умный выпускник высшего учебного заведения сам себе делает профессиональную нишу. Он ее и ищет, и конструирует, это встречные процессы. Зачем нам их профориентировать? Я не знаю, чем будет заниматься человек через десять или пять лет. Он должен уметь перестраиваться, читать книжки, соображать, смотреть на ситуацию сверху.

С другой стороны, абитуриентам аспирантуры важно понимать: мы занимаемся исследованиями. К сожалению, у выпускников педагогических вузов опыта хоть каких-то исследований мало: меня интересует доказательность, достоверность данных, которые они получают, и вот здесь обычно очень плохо. Педагогическая диссертация, как правило, связана с тем, что человек придумывает новую программу, обкатывает ее и получает чуть лучшие результаты. Но это не доказательство: если я буду по старой программе учить заинтересованно, у детей тоже будут хорошие результаты. То есть важны даже не сами по себе исследовательские навыки – у нас очень хорошие сотрудники в Центре, и в конце концов человек всему научится. Но он должен быть к этому внутренне готов.

 

Сергей Геннадьевич Косарецкий
Научный руководитель Андрея Петлина. Диссертационное исследование «Доступность внешкольного образования для детей из малообеспеченных семей».


Актуальность исследования аспиранта

Диссертационное исследование Андрея Васильевича Петлина посвящено, на мой взгляд, одной из остроактуальных тем. Оно связано с наличием у родителей полноценного доступа к информации о том, какие программы дополнительного образования и какими организациями реализуются. Традиционно доступность рассматривается как наличие или отсутствие программ, кружков, организаций. Но мы видим на практике, и в исследовании это достаточно отчетливо высвечивается: даже при физическом наличии какого-либо кружка – у семьи с низким культурным и социальным капиталом, с низким уровнем активности, вовлеченности в образование детей может отсутствовать информация о такой возможности. Задача повышения доступности на сегодня одна из приоритетных в государственной образовательной политике. Нам важно заботиться не только об открытии новых мест, но и о том, чтобы полная информация о существующих возможностях была наиболее адресно доведена до целевых групп. В том числе нас беспокоит вовлеченность семей с низким культурным и социальным капиталом, которая связывается с их недостаточной активностью. Нужно до них достучаться, нужно привлечь их внимание к существующим возможностям и даже в каком-то смысле мотивировать их к участию в существующих кружках и секциях. Безусловно, эта работа имеет как практическую, так и академическую ценность: исследований на эту тему пока мало.

Работа аспиранта в Центре

Исследовательская работа Андрея Васильевича тесно связана с тем, чем он занимается в Центре социально-экономического развития школы. Мы занимаемся экспертным и аналитическим сопровождением реализации государственной политики в области дополнительного образования, в частности, работой по повышению его доступности. Академическая линия в работе Андрея Васильевича и его практическая деятельность коррелируют между собой. Одновременно, конечно, здесь возникают напряжения и сложности, потому что и практическая, и академическая работа требуют времени и требуют разных временных режимов. Знакомиться с литературой, работать внимательно с данными – это одна задача, а находиться в оперативном контакте с реальностью, с практикой, взаимодействовать с региональными и федеральными органами дополнительного образования – другая. Но мне кажется, что вовлеченность Андрея на своем рабочем месте в реальные проблемы и процессы помогает более четко видеть и проблему, и способы ее решения, и систему управления, и политику, то есть все, что собственно входит в объект исследовательского внимания. Кроме того, поскольку наша практическая работа связана не только с коммуникацией, но и с аналитикой и сбором данных, мы имеем возможность в рамках нашего проекта по мониторингу экономики образования проводить опросы родителей, руководителей организаций дополнительного образования, и таким образом формировать эмпирическую базу для исследования. Просто исследователю – человеку не вовлеченному – это было бы затруднительно. Наконец, предыдущая деятельность Андрея Васильевича в качестве руководителя организации дополнительного образования тоже сыграла роль в выборе темы для исследования.

Потенциальным аспирантам

Первый фактор, который играет роль в моей возможности взять новых аспирантов, – это время. Наш Центр – это не исследовательское подразделение, которое собирает и выпускает исследование, имея при этом возможность регулярно обсуждать и готовить публикации. У нас большое количество прикладных проектов, консалтинга, которые требуют другого режима и формата работы.

Второй фактор – это компетенции поступающих. Конечно, есть острый дефицит их компетенций в работе с данными, и количественными, и качественными. Кроме того, круг литературных источников, которыми владеют потенциальные аспиранты, к сожалению, не позволяет оперативно выстраивать теоретическую рамку и находить интересные решения. Фактически он определяется уже на стадии аспирантуры, и это некритично, но замедляет темпы продвижения в работе. Классика работ по социологии образования, по теории педагогики большинству соискателей незнакома, знакомство с ней включено в образовательные программы аспирантуры, но время на это теряется.

Наконец, тема исследования. Нам важно, чтобы аспиранты вносили вклад в работу Центра, чтобы публикации соотносились с нашим профилем. Но при этом тематика довольно широкая: например, образовательное неравенство в общем и дополнительном образовании, сюжеты, связанные с информированием, коммуникацией, экономическим поведением потребителей образовательных услуг.