• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как исследовать социально-эмоциональные навыки?

В Москве завершился XVI Европейский психологический конгресс – один из крупнейших мировых форумов психологов. Симпозиум и панельная дискуссия, организованные Институтом образования НИУ ВШЭ в рамках конгресса, стали важными площадками. Ведущие ученые, представляющие Организацию экономического сотрудничества и развития, а также другие международные объединения, рассказали о своем видении перспектив изучения социально-эмоционального развития детей.

Как исследовать социально-эмоциональные навыки?

© Институт образования НИУ ВШЭ

Симпозиум, организованный сотрудниками института и Центра психометрики и измерений в образовании Татьяной Канонир, Екатериной Орел и Аленой Куликовой, был посвящен оцениванию социально-эмоционального развития в школьном контексте. Обсуждались пилотные результаты большого международного исследования социально-эмоциональных навыков, которое проводит ОЭСР – о них рассказал руководитель исследования Милош Канкараш.

Мировой опыт изучения этой темы обобщил Хавьер Суарез-Алварез, а Алена Куликова представила результаты эмпирического исследования лонгитюдных данных работы с учащимися начальной школы, которое проводят специалисты Инобра. В частности, речь шла о связи поведенческих характеристик с социально-эмоциональными навыками. Доклад Татьяны Канонир был посвящен связи мотивации с субъективным благополучием.



Личностное развитие исследуется психологами уже несколько десятилетий, в образовании – это относительно новое, активно развивающееся направление. Фокус внимания и исследователей, и педагогов смещается с развития предметных знаний на всестороннее развитие личности школьника. Институт образования выступает сегодня как один из ведущих разработчиков инструментов мониторинга, способных оценивать мотивацию, уровень субъективного благополучия учащихся, измерять социальные и эмоциональные навыки, такие, как способность достигать цели, работать в команде и т.д. Активно исследуется и роль контекста – школьной среды, родительской вовлеченности, компетенций учителя.

Компетенции стали темой еще одного мероприятия, организованного Инобром в рамках Европейского психологического конгресса. Татьяна Канонир провела панельную дискуссию о компетенциях будущих психологов и роли университетов в их формировании. Этот проект реализуется с 2013 года и ученые Института образования вошли в состав группы исследователей «Международного проекта психологических компетенций» (IPCP).



Исследование социальных и эмоциональных навыков, организованное ОЭСР, объединило усилия ведущих специалистов со всего мира – из Китая, США, Канады, стран Латинской Америки и Европы. В России к проекту подключились сотрудники Центра психометрики и измерений в образовании Инобра ВШЭ. Они уже провели пилотное исследование в московских школах, а основной этап проекта стартует осенью. Встреча координаторов исследования из разных стран, в том числе представителей России, прошла накануне в Шанхае на базе Восточно-Китайского педагогического университета.

Стать участником этих иследований можно, став студентом магистерской программы «Измерения в психологии и образовании». Документы принимаются до 31 июля. Наши студенты становятся членами больших международных проектов и имеют отличные возможности для профессионального развития независимо от возраста.

Подробнее о программе: https://www.hse.ru/ma/psyedu/