Инновации в образовании «разобрали по косточкам» и сделали инструмент для всех
Инвесторам новый метод позволит понять, какие направления привлекают больше всего внимания инноваторов «снизу» и нуждаются в поддержке в первую очередь. О том, что может дать науке, государству и бизнесу новая методология работы с инновациями, рассказала директор Центра изучения инноваций в образовании ВШЭ Диана Королева. Вместе с Татьяной Хавенсон, Анастасией Андреевой и Елизаветой Шеремет она возглавляла молодежную команду – группу из нескольких десятков студентов Вышки (не только исследователей образования, но и социологов, журналистов, филологов), работавшую над проектом.
«Проект начался с того, что мы взяли все заявки Конкурса инноваций в образовании (КИВО) этого года и «разобрали по косточкам», вытащили из них все, что может быть интересно для анализа, – рассказала Диана Королева. – Это десятки переменных: начиная с того, например, придумано ли больше онлайн- или офлайн-проектов, разработок для индивидуального или группового обучения чему-либо, и заканчивая тем, какие предметные области привлекли большее внимание авторов заявок».
Мы придумали «сетку», через которую можно пропускать весь пласт заявок на инновационные разработки, стартапы, чтобы делать научно обоснованный вывод о трендах среди инноваторов. Эту методологию можно применять в любой области, чтобы тем, кто работает с инновациями, не «изобретать велосипед», можно обучить этой методологии искусственный интеллект: перспективы здесь очень большие.
Инновации сегодня – то, о чем много говорят, но мало знают: эта тема во многом остается terra incognita и для исследователей, и для инвесторов, и для государства. В разных предметных областях каждый по-своему понимает, что есть инновации и стартапы и каковы их «системные» черты. Эта сфера давно нуждалась в инструментах научного исследования и универсальных «дорожных картах».
Классификатор, предложенный Инобром, может не просто стать таким универсальным инструментом: государственный патент придает ему необходимый «официальный статус».
«Патенты принято связывать с какими-то юридическими ограничениями, но в нашем случае это, наоборот, стремление предложить науке то, что мы разработали, максимально широко, потому что патент – нечто уже достаточно весомое, легитимное, на что коллеги могут опираться», – пояснила Диана Королева.
Работа с новым классификатором будет полезной не только тем, кто изучает инновации, но и тем, кто занимается их поддержкой, развивает акселераторы для стартапов и т.д. «Изучив с помощью нашего классификатора результаты КИВО 2019 года, мы увидели, как меняются интересы тех, кто предлагает инновации в образовании. Эта аналитика еще будет опубликована, но, если говорить шире, то это очень перспективно: вот в образовании – министерство «сверху» говорит про цифровизацию, а «снизу» – какие направления кажутся актуальными? То же и в других областях. Если мы представляем государство или инвестора, то нам должно быть важно знать, «куда ветер дует», и, если мы видим, что становится больше проектов такой-то тематики, то, может быть, как раз на это участке нужна наша специальная поддержка?».
Классификатор был разработан в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 17–03–00837. В ближайшее время эти разработки, которые смогут использовать исследователи инноваций любого профиля, будут опубликованы Институтом образования в открытом доступе.
Андреева Анастасия Александровна
стажер-исследователь Центра изучения инноваций в образовании
Королева Диана Олеговна
Руководитель Центра изучения инноваций в образовании
Хавенсон Татьяна Евгеньевна
научный сотрудник Центра изучения инноваций в образовании: Научный сотрудник
Шеремет Елизавета Павловна
Королева Диана Олеговна
Руководитель Центра изучения инноваций в образовании