• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эффект от «цифры» в школе впервые удалось посчитать

Спойлер: онлайн-технологии все-таки повышают успеваемость

Эффект от «цифры» в школе впервые удалось посчитать

©ysia.ru

Похоже, скоро в спорах об эффективности цифровых технологий в школе появится бОльшая определенность. Институт образования НИУ ВШЭ совместно с компанией Яндекс завершил первый в России масштабный эксперимент по оценке влияния онлайн-технологий на успеваемость школьников. Вывод исследования – выполнение заданий онлайн помогает повысить математическую грамотность особенно у слабоуспевающих учеников. 

Исследование проводилось Институтом образования (Международная лаборатория анализа образовательной политики и Центр психометрики и измерений в образовании) совместно с Яндекс.Учебником при поддержке ведущих зарубежных экспертов из Стэнфорда и Калифорнийского университета. В нем участвовали более шести тысяч третьеклассников и их учителя из 343 школ Новосибирской области и Алтайского края.

Впервые в современной России использован «золотой стандарт» оценивания эффектов в школьном образовании – масштабный рандомизированный эксперимент. Участники случайным образом распределялись на экспериментальные условия. Обычные «срезовые» исследования не позволяют очистить изучаемый эффект от многих сторонних факторов – в итоге бывает сложно определить, что именно повлияло на результаты. Случайное распределение позволяет решить эту проблему.

В экспериментальных группах школьники выполняли домашние задания по математике и русскому языку с помощью сервиса Яндекс.Учебник (содержит более 35 тысяч заданий для начальной школы), используя смартфоны и компьютеры. В контрольной группе домашние задания делали более традиционным способом. Психометрики Инобра сравнивали результаты обеих групп за два цикла тестирования с помощью комплекса современных инструментов iPIPS+.

Выводы ученых опровергают мифы, которые существуют вокруг «цифры».

 Во-первых, занятия учащихся с электронными заданиями положительно влияют на образовательные результаты и благодаря им у школьников сохраняется высокий интерес к учебе. Во-вторых, лучше всего новые технологии помогают отстающим ученикам: именно у них зафиксирован наибольший рост результатов. В-третьих, мы не обнаружили, что работа с электронными заданиями увеличила нагрузку на учителей: они не тратили больше времени на подготовку к урокам и проверку домашних заданий. В то же время, они стали чаще обращаться в работе и к другим цифровым ресурсам – не только к тем, которые были задействованы в эксперименте.

Захаров Андрей Борисович
Руководитель Международной лабораторией анализа образовательной политики

 Проведенное исследование научный руководитель Института образования Исак Фрумин назвал «уникальным и резонансным»:

 Подобные сложные эксперименты служат тому, чтобы показывать, что действительно работает в образовании, а что нет. Важность этой работы становится очевидной, если вспомнить, что такие масштабные изменения в образовании, как цифровизация, затрагивают все семьи и часто дорогостоящи: значит, решения здесь следует принимать на основе доказательной образовательной политики. Мы с коллегами из Казанского университета сейчас думаем над созданием информационной платформы про «надежно работающие» инновации в образовании

Фрумин Исак Давидович
Научный руководитель Института образования

 Институт образования ВШЭ стал одной из ведущих мировых площадок, развивающих психометрику – науку, которая позволяет правильно формулировать и находить наилучшие формы для инструментов измерения и валидно трактовать их результаты. Под руководством ординарного профессора Елены Кардановой в Инобре работают профильная программа магистратуры и научный центр. Институт системно изучает цифровизацию образования в России, ее пути, перспективы и проблемы. В частности, в этом году первый набор открыт на новую магистерскую программу «Цифровая трансформация образования», создана Лаборатория цифровой трансформации образования. Дискуссиям экспертов и цифровой «аналитике» посвящена одна из восьми «Белых книг об образовании», выпущенных Высшей школой экономики. В конце сентября в Инобре пройдет вторая российско-китайская конференция о взаимосвязи цифровизации образования и искусственном интеллекте.  

Цифровизация школьного образования выходит на новый уровень с появлением в ней крупнейших игроков ИТ рынка. «Яндекс.Учебник» с момента запуска планировал не только разработку продукта, но и фундаментальные исследования с ведущими научными командами.

 Мы горды тем, что смогли реализовать этот масштабный пятнадцатимесячный проект совместно с Институтом образования. Реальное полевое исследование — тяжелый и кропотливый труд десятков специалистов из двух наших организаций, а также со стороны региональных координаторов и ИРО. Важно, что результаты этой работы будут полезны всем сторонам - и учителям, и учёным, и команде «Учебника» для дальнейшего развития 

Евгений Лурье
Директор продукта «Яндекс.Учебник»