Системы образования России и Китая меняются под воздействием цифровых технологий
Открывая конференцию, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов заявил, что благодаря цифровой революции экономика приобретает совершенно другие очертания — возникают новые сектора и новые профессии, а у системы образования появляются новые возможности. В высшей школе уже сегодня распространены онлайн-продукты и доступные всем цифровые библиотеки, а вот на общем образовании цифровизация отразилась пока очень слабо. Логика и методология учебного процесса, в основе которого — классно-урочная система, мало изменилась с XVII века.
Именно цифровизация школы, по мнению Ярослава Кузьминова, может помочь преодолеть многовековую проблему обучения детей, считающихся неуспешными. Речь идет о тех, кому не удается осилить минимальную программу в силу индивидуальных особенностей освоения материала, а значит — отставания от общего темпа работы класса. Они смогут учиться по индивидуальным планам, получат адекватную обратную связь. Развитые страны преодолевают эту проблему, кратно увеличивая финансирование образования и нанимая больше учителей, но для России и Китая — крупных стран, инвестирующих в свое развитие по разным направлениям, — это может стать реальностью лишь через 15-25 лет. А сейчас нужно сделать ставку на цифровую трансформацию и искусственный интеллект.
Цуй Баоши, президент Китайского национального института наук об образовании, в свою очередь, отметил, что облачные технологии, большие данные, искусственный интеллект, виртуальная реальность и другие новации уже сегодня применяются в китайском образовании, и оно меняется на глазах. Докладчик привел высказывания председателя КНР Си Цзиньпина и президента РФ Владимира Путина о важности искусственного интеллекта, а затем — цитаты китайского мудреца Конфуция и русского педагога Константина Ушинского о роли образования для развития человека. Об идеях двух последних (в частности, об обучении сообразно способностям) китайский исследователь предложил не забывать в ходе цифровой трансформации.
И. о. директора Департамента информационных технологий в сфере науки и высшего образования Минобрнауки России Антоний Швиндт подчеркнул, что новые технологии создают новые возможности, и их влияние на систему образования предстоит изучать. Он пообещал учесть выводы конференции в работе по созданию большого федерального проекта в области искусственного интеллекта. В свою очередь, советник-посланник Посольства КНР в России Цао Шихай отметил, что конференция проходит в юбилейный год — КНР была образована 70 лет назад, тогда же были установлены дипломатические отношения с Россией. За эти 70 лет отношения «пережили множество испытаний, продемонстрировали жизненную силу и перспективы развития», и конференция в Вышке — очередная веха российско-китайского сотрудничества.
Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко рассказал о росте интереса к Китаю в российской системе образования. В его вузе китайский язык стал популярнее французского и итальянского, так что пришлось увеличивать состав профильной кафедры. Он также отметил, что в московских школах благодаря цифровизации у учителей появилось больше возможностей. Они размещают в электронной среде свои сценарии уроков, которыми могут пользоваться коллеги. Такой подход меняет принципы обучения в педвузе — будущих учителей учат не «правильной» методике, а умению анализировать разные методики, сравнивать их и выбирать ту, которую можно применить в конкретном классе.
В преддверии конференции российские и китайские эксперты подготовили совместный доклад «Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае». Первая часть посвящена России — рассмотрены современные проекты по цифровой трансформации образования в нашей стране и ее истоки. Авторы второй части — китайские коллеги, описавшие аналогичные процессы в Китае. Обзор первой части доклада на конференции представил научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.
В начале 2000-х годов в России произошел резкий рост инфраструктурного обеспечения цифровых технологий, и, по данным ОЭСР, мы оказались на третьем месте по темпам оснащения системы образования различными цифровыми устройствами. Но сегодня исследования показывают, что более значимую роль в цифровизации образования сыграл другой фактор – доступность этих устройств для семей, для детей.
Вторую часть документа освещала директор Центра международных сравнительных исследований Китайского национального института наук об образовании Ван Су. Как выяснилось, в цифровизации образования двух стран много общего, причем в обоих случаях на государственном уровне признается ее важность, с ней связывают рост доступности и качества образования.
В ходе конференции, которая продолжится 27 сентября, исследователи обсудят актуальные направления исследований в области цифровой трансформации образования в каждой из стран и предложат рекомендации по их развертыванию.
Кузьминов Ярослав Иванович
Ректор ВШЭ
Швиндт Антоний Николаевич
Научный сотрудник Лаборатории цифровой трансформации образования
Фрумин Исак Давидович
Научный руководитель Института образования