• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Виновата «нечестная среда»

Академическое мошенничество – серьезная проблема российских вузов: исследование ВШЭ показало, что многие в студенческой среде считают списывание и плагиат «приемлемой и оправданной стратегией обучения». Ранее большинство исследователей связывали недобросовестность с желанием получить хорошие оценки и продемонстрировать свои знания.

Научные сотрудники Центра социологии высшего образования  Евгения Шмелева и Татьяна Семенова пришли к выводу, что значение учебной мотивации переоценено: «честность среды» оказалась более важным фактором.

Статья «Академическое мошенничество студентов: учебная мотивация vs образовательная среда» опубликована в журнале «Вопросы образования». Чтобы понять, что увеличивает шансы списывания и плагиата, ее авторы опросили 914 студентов четырех ведущих российских вузов (участников Проекта «5-100») дважды: на первом и втором курсе.

Результаты показали, что каждый второй второкурсник хотя бы раз прибегал к практикам академического мошенничества. 45% копировали тексты для курсовых или рефератов без ссылок на источник (систематически это делают 11% опрошенных). 50% списывали со шпаргалок или у других студентов на зачетах и экзаменах (систематически – 20%). Каждый третий из участников исследования считает, что к академическому мошенничеству прибегает большинство его одногруппников.

Выяснилось, что частота мошеннических действий больше связана с условиями образовательной среды, а не уровнем учебной мотивации. Иными словами, если студент наблюдает, как большинство окружающих списывают и прибегают к некорректному цитированию в работах, он усваивает эту норму и начинает поступать так же.

Неожиданным результатом авторы статьи называют то, что даже высокая вероятность «разоблачения» не удерживает от плагиата. Возможно, это объясняется тем, что студенты, даже высоко оценивая вероятность проверки, идут на риск, поскольку видят, что многим удается избежать наказания.

Частота, с которой студенты заимствуют чужие тексты в рефератах и курсовых, сильно различается между вузами. Вероятно, это связано с более или менее эффективной политикой разных университетов в области борьбы с плагиатом. А значит, более пристальное внимание к этой проблеме и более системные меры на уровне вуза могут снижать уровень «нечестности среды» и массовость академического мошенничества.