• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Либералы» лучше «менторов»

Дети, учебу которых активно контролируют родители, посещают больше кружков и секций, чем их ровесники, но по мере взросления чаще других бросают эти дополнительные занятия. Тактика жесткого контроля, таким образом, оказывается неэффективной для того, чтобы ребенок получил качественные «дополнительные» знания и навыки – несмотря на то, что он потратит на это максимум времени.

О разных стратегиях родительской активности и о том, насколько они успешны, рассказал в своем исследовании Михаил Гошин, научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования имени Пинского. Вместе с директором центра Сергеем Косарецким они приняли участие в конференции «Расширенное образование – практика, теории и активности» в Стокгольме.

Исследование Михаила Гошина показало, что стратегии, избранные родителями «для основного образования», влияют и на то, что называют пространством «расширенного образования», в том числе на активность в кружках и секциях. По типам участия родители были разделены на «Менторов», «Либералов» и «Невидимок».

Первые максимально вмешиваются в учебный процесс и контролируют ребенка, вторые обходятся без жестких мер, третьи почти не участвуют в образовании детей. Как оказалось, тактика «Либералов» успешнее всего – их дети чаще доводят посещение дополнительных занятий до конца программы или периода обучения.

Дети «Менторов» прекращают посещать занятия досрочно, потому что их направления были навязаны родителями. Меньше всего в дополнительное образование вовлечены дети «Невидимок», потому что, не чувствуя поддержки, прекращают занятия после первых же неудач и ошибок.

«Расширенное образование», вынесенное в заглавие конференции – это своего рода экосистема, окружающая ребенка, без четкого разделения на «школу» и внешкольные активности. В разных странах оно развивается по-разному в зависимости от национальных традиций и отличий «общественных ожиданий». Обсуждению этой разницы и была посвящена конференция, организованная ассоциацией WERA и факультетом детских и молодежных исследований Стокгольмского университета.