«Либералы» лучше «менторов»
О разных стратегиях родительской активности и о том, насколько они успешны, рассказал в своем исследовании Михаил Гошин, научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования имени Пинского. Вместе с директором центра Сергеем Косарецким они приняли участие в конференции «Расширенное образование – практика, теории и активности» в Стокгольме.
Исследование Михаила Гошина показало, что стратегии, избранные родителями «для основного образования», влияют и на то, что называют пространством «расширенного образования», в том числе на активность в кружках и секциях. По типам участия родители были разделены на «Менторов», «Либералов» и «Невидимок».
Первые максимально вмешиваются в учебный процесс и контролируют ребенка, вторые обходятся без жестких мер, третьи почти не участвуют в образовании детей. Как оказалось, тактика «Либералов» успешнее всего – их дети чаще доводят посещение дополнительных занятий до конца программы или периода обучения.
Дети «Менторов» прекращают посещать занятия досрочно, потому что их направления были навязаны родителями. Меньше всего в дополнительное образование вовлечены дети «Невидимок», потому что, не чувствуя поддержки, прекращают занятия после первых же неудач и ошибок.
«Расширенное образование», вынесенное в заглавие конференции – это своего рода экосистема, окружающая ребенка, без четкого разделения на «школу» и внешкольные активности. В разных странах оно развивается по-разному в зависимости от национальных традиций и отличий «общественных ожиданий». Обсуждению этой разницы и была посвящена конференция, организованная ассоциацией WERA и факультетом детских и молодежных исследований Стокгольмского университета.
Гошин Михаил Евгеньевич
Научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского
Косарецкий Сергей Геннадьевич
Руководитель Центра общего и дополнительного образования им. А.А.Пинского