• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Софинансирование образовательных программ – это возможность управлять результатом»

Представляем основные тезисы вторничного семинара, который был посвящен анализу моделей финансирования сетевого взаимодействия в сфере образовании. Учитывался запрос на непрерывное образование и индивидуальную траекторию обучения.

Контекст

Персонализация – основной тренд  в условиях цифровизации. Для современной молодежи характерно стремление к личностному росту, постоянное развитие личных качеств, и, как следствие, переход на персональное образование и индивидуальную траекторию обучения, что позволяет молодым людям лучше адаптироваться в быстро меняющихся условиях современного общества.

 

Новые модели финансирования

Сегодня государство поддерживает модель непрерывного образования и финансирования результата с ориентацией на вклад человеческого капитала в экономику. Открыт доступ к частному финансированию, повышена прозрачность распределения общественных финансов. Однако бюджетные ресурсы, по-прежнему, распределяются только между образовательными организациями, в то время, как коммерческие организации не участвуют в процессе. 

В настоящее время происходит переход к цифровой персонифицированной модели финансирования. Отдача от инвестиций достигается за счет людей и организаций, вовлеченных в образовательный процесс, и характеризуется полным управлением результатами и демократизацией права распоряжения ресурсами. Принципиальным решением модели является право на управление общественными ресурсами каждого обучающегося за счет вариативной части бюджетирования, реализуемой через стипендии и финансовые сертификаты.

 


Сетевые формы взаимодействия в образовании

В настоящее время в рамках сетевого взаимодействия провайдеров образовательных услуг требуется расширение прав, следовательно, и новых законодательных решений для бизнес-партнеров, современных агрегаторов и цифровых платформ, но, кроме права распоряжения ресурсами, передачи ответственности и модели распределения рисков, вряд ли может быть предложено что-то серьезное с точки зрения экономики образования.

 


Основным барьером в развитии сетевых форм и эффективного распределения финансов остается обязательное наличие лицензии образовательных программ, в том числе для онлайн-платформ. Некоторые меры по решению проблемы уже предпринимаются, например, места проведения практик и стажировок студентов не нуждаются в регистрации.
Презентация И.Абанкиной и И. Кравченко

Ирина Всеволодовна Абанкина
главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании


Реорганизация финансирования образования:

  • Перекладывание ответственности за результат с образовательной организации непосредственно на обучающегося;
  • Рост конкуренции среди провайдеров образования за студентов;
  • Возможность работодателей включиться в образовательные программы и привлекать сотрудников.

Кирилл Викторович Зиньковский
директор Центра финансово-экономических решений в образовании

 В условиях, когда человек волен выбирать себе провайдера образовательных услуг, а модели финансирования сетевого взаимодействия позволяют сделать ему это удобнее и легче, именно обучающийся становится организатором сети.

Серова Александра Владимировна
советник ректора НИУ ВШЭ