«Софинансирование образовательных программ – это возможность управлять результатом»
Контекст
Персонализация – основной тренд в условиях цифровизации. Для современной молодежи характерно стремление к личностному росту, постоянное развитие личных качеств, и, как следствие, переход на персональное образование и индивидуальную траекторию обучения, что позволяет молодым людям лучше адаптироваться в быстро меняющихся условиях современного общества.
Новые модели финансирования
Сегодня государство поддерживает модель непрерывного образования и финансирования результата с ориентацией на вклад человеческого капитала в экономику. Открыт доступ к частному финансированию, повышена прозрачность распределения общественных финансов. Однако бюджетные ресурсы, по-прежнему, распределяются только между образовательными организациями, в то время, как коммерческие организации не участвуют в процессе.
В настоящее время происходит переход к цифровой персонифицированной модели финансирования. Отдача от инвестиций достигается за счет людей и организаций, вовлеченных в образовательный процесс, и характеризуется полным управлением результатами и демократизацией права распоряжения ресурсами. Принципиальным решением модели является право на управление общественными ресурсами каждого обучающегося за счет вариативной части бюджетирования, реализуемой через стипендии и финансовые сертификаты.
Сетевые формы взаимодействия в образовании
В настоящее время в рамках сетевого взаимодействия провайдеров образовательных услуг требуется расширение прав, следовательно, и новых законодательных решений для бизнес-партнеров, современных агрегаторов и цифровых платформ, но, кроме права распоряжения ресурсами, передачи ответственности и модели распределения рисков, вряд ли может быть предложено что-то серьезное с точки зрения экономики образования.
Основным барьером в развитии сетевых форм и эффективного распределения финансов остается обязательное наличие лицензии образовательных программ, в том числе для онлайн-платформ. Некоторые меры по решению проблемы уже предпринимаются, например, места проведения практик и стажировок студентов не нуждаются в регистрации.
Презентация И.Абанкиной и И. Кравченко
Ирина Всеволодовна Абанкина,
главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании
Реорганизация финансирования образования:
- Перекладывание ответственности за результат с образовательной организации непосредственно на обучающегося;
- Рост конкуренции среди провайдеров образования за студентов;
- Возможность работодателей включиться в образовательные программы и привлекать сотрудников.
Кирилл Викторович Зиньковский,
директор Центра финансово-экономических решений в образовании
В условиях, когда человек волен выбирать себе провайдера образовательных услуг, а модели финансирования сетевого взаимодействия позволяют сделать ему это удобнее и легче, именно обучающийся становится организатором сети.
Зиньковский Кирилл Викторович
Серова Александра Владимировна
Серова Александра Владимировна
советник ректора НИУ ВШЭ