«У нас нет альтернативы онлайн-обучению, сейчас это просто необходимость»
11 марта Всемирная организация здравоохранения объявила распространение коронавирусной инфекции пандемией, в связи с чем было рекомендовано закрыть школы и перейти на дистанционные формы обучения. Уже сейчас системы образования столкнулись с различными вызовами: нехватка очной коммуникации и нарушение социальных связей, технические проблемы, вопросы юридического обеспечения перехода на онлайн-обучение.
Опыт системы образования Китая
Национальное и местное правительство 7 февраля выпустило рекомендацию, в соответствии с которой взяло на себя управление и поддержание системы образования, а также обеспечение перехода на дистанционное обучение. Министерство образования также потребовало, чтобы был сохранен тот же уровень качества образования при проведении онлайн-курсов, что и при традиционных формах обучения, а также чтобы студентам было передано содержание курсов в полном объеме.
Переход на дистанционное обучение произошел очень быстро – в 1150 учреждениях высшего образования за один день было введено 24 000 онлайн-курсов. Также была организована система оценки работы преподавателей для того, чтобы они имели возможность учиться на своем опыте, тем самым развивая новую платформу для онлайн-образования.
Меры для успешного перехода на онлайн-обучение:
- Запуск единой образовательной онлайн-платформы, которая была представлена всем преподавателям через электронную почту, группы с обсуждениями и корпоративные сайты;
- Обмен опытом, изучение уже используемых платформ;
- Проведение тренингов от профессиональных компаний по передаче знаний и образовательных инструментов;
- Участие студентов в разработке и развитии новых форм обучения;
- Сбор информации по имеющимся онлайн-курсам для определения особенностей дистанционного обучения: наиболее подходящий размер классов, график занятий, оценка степени готовности студентов.
В наиболее уязвимом положении сейчас оказались студенты старших курсов: те, кто сейчас должен проходить стажировку, получать практический опыт, собирать данные для своих научных работ и диссертаций – их работа была резко прервана. В кампусах нельзя находиться без специального разрешения.
Существующие сложности и препятствия системы образования Китая:
- Оценка результатов учебной деятельности студентов;
- Способы поддержания взаимодействия между студентами и преподавателями;
- Технические и финансовые трудности: стоимость интернета, разные часовые пояса, необходимое оборудование;
- Юридические аспекты регулирования системы образования.
Предложения по развитию онлайн-образования:
-
Аккредитация открытых образовательных ресурсов;
-
Качественные и количественные исследования по оценке эффективности существующих моделей онлайн-обучения;
-
Сотрудничество и обмен опытом между университетами, частными компаниями и государственными организациями.
Чжу Сюдун (Zhu Xudong),
декан факультета образования Пекинского педагогического университета
«Для тех преподавателей, у которых не было опыта работы с онлайн-инструментами было проведено обучение в течение 2-3 дней студентами, специально привлеченными для этой цели. Кроме того, было подготовлено более 300 моделей того, как может проходить обучение в онлайн-формате».
Ван Сяосяо (Wang Xiaoxiao),
руководитель MOOC и смешанного обучения университета Цинхуа
Как обеспечить поддержку университетам, школам, исследовательским центрам?
- Выпуск пособий и инструкций по способствованию более «гибкого обучения» в дистанционном формате;
- Взаимная поддержка и прикладывание совместных усилий;
- Ориентация на решение текущих проблем в краткосрочной перспективе;
- Устойчивое развитие новых форм обучения для использования системой образования в будущем.
Тао Чжань (Tao Zhan),
директор директор Института информационных технологий ЮНЕСКО
«Время для теории прошло, пора что-то делать»
Для эффективного перехода на онлайн-обучение был проведен опрос преподавателей, по результатам которого выяснилось, что 40% преподавательского состава не нуждаются в дополнительной технической поддержке. Остальной части преподавателей были предоставлены курсы по работе с онлайн-инструментами специалистами IT-департамента, однако они оказывают исключительно техническую поддержку, не имея возможности дать рекомендации по онлайн-преподаванию.
Кроме того, свою поддержку оказывают и эксперты онлайн-образования с большим опытом работы с инструментами дистанционного обучения. Они становятся менторами для тех преподавателей, которые ведут онлайн-курсы впервые.
Александр Михайлович Сидоркин,
декан колледжа образования Калифорнийского университета
5 уроков, которые уже удалось извлечь
- Приоритет при переходе на дистанционные формы должен отдаваться, в первую очередь, здоровью и благополучию студентов, преподавателей и сотрудников, а не повышению эффективности преподавания. Не стоит осваивать новые сложные платформы, нужно работать со знакомыми инструментами, постараться упростить содержание курсов и каналы коммуникации.
- Оперативная коммуникация по новым процедурам и «правилам игры» необходима во избежании ситуаций неопределенности для всех участников образовательного процесса.
- Организация общеуниверситетской инфраструктуры для перехода в онлайн. Например, обеспечение платных аккаунтов преподавателям в сервисах конференц-связи.
- Обеспечение студентов материально-техническими ресурсами. Не у всех есть доступ к компьютеру, высокоскоростному интернету и спокойному месту для обучения вне кампуса.
- Поиск решений по проведению контрольно-экзаменационных мероприятий и предотвращению списывания и коллективного выполнения индивидуальных работ.
Игорь Сергеевич Чириков,
научный руководитель Центра социологии высшего образования,
директор проекта SERU центра исследований высшего образования университета Беркли
«Режим трансляции занятий и запись видео-лекций – самое простое, что можно сейчас применять, но есть высокий риск снижения интерактивности. Повысить мотивацию и осознанность к обучению в этот период – предельно сложно. Для решения этой проблемы необходимо вовлекать студентов в проектную работу и групповую деятельность онлайн».
генеральный директор Университета 20.35
Текущая стрессовая ситуация – это тестирование человеческого отношения друг к другу. Сейчас важно пройти через все изменения бережно по отношению к людям, потому что они – основной ресурс в университете. Поэтому нужно сделать акцент на обучение и поддержку преподавателей.
Кулик Евгения Юрьевна
Директор по онлайн обучению НИУ ВШЭ
Полная версия семинара
Фрумин Исак Давидович
Научный руководитель Института образования