• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«У нас нет альтернативы онлайн-обучению, сейчас это просто необходимость»

Публикуем наиболее важные тезисы по результатам круглого стола, впервые проведенного в онлайн-формате и посвященного возможностям цифровизации высшего образования в условиях эпидемии.

11 марта Всемирная организация здравоохранения объявила распространение коронавирусной инфекции пандемией, в связи с чем было рекомендовано закрыть школы и перейти на дистанционные формы обучения. Уже сейчас системы образования столкнулись с различными вызовами: нехватка очной коммуникации и нарушение социальных связей, технические проблемы, вопросы юридического обеспечения перехода на онлайн-обучение.

Фрумин Исак Давидович
Научный руководитель Института образования

Опыт системы образования Китая

Национальное и местное правительство 7 февраля выпустило рекомендацию, в соответствии с которой взяло на себя управление и поддержание системы образования, а также обеспечение перехода на дистанционное обучение. Министерство образования также потребовало, чтобы был сохранен тот же уровень качества образования при проведении онлайн-курсов, что и при традиционных формах обучения, а также чтобы студентам было передано содержание курсов в полном объеме. 

Переход на дистанционное обучение произошел очень быстро – в 1150 учреждениях высшего образования за один день было введено 24 000 онлайн-курсов. Также была организована система оценки работы преподавателей для того, чтобы они имели возможность учиться на своем опыте, тем самым развивая новую платформу для онлайн-образования. 

Меры для успешного перехода на онлайн-обучение:
  • Запуск единой образовательной онлайн-платформы, которая была представлена всем преподавателям через электронную почту, группы с обсуждениями и корпоративные сайты; 
  • Обмен опытом, изучение уже используемых платформ;
  • Проведение тренингов от профессиональных компаний по передаче знаний и образовательных инструментов; 
  • Участие студентов в разработке и развитии новых форм обучения;
  • Сбор информации по имеющимся онлайн-курсам для определения особенностей дистанционного обучения: наиболее подходящий размер классов, график занятий, оценка степени готовности студентов. 

В наиболее уязвимом положении сейчас оказались студенты старших курсов: те, кто сейчас должен проходить стажировку, получать практический опыт, собирать данные для своих научных работ и диссертаций – их работа была резко прервана. В кампусах нельзя находиться без специального разрешения. 

Существующие сложности и препятствия системы образования Китая: 
  • Оценка результатов учебной деятельности студентов;
  • Способы поддержания взаимодействия между студентами и преподавателями;
  • Технические и финансовые трудности: стоимость интернета, разные часовые пояса, необходимое оборудование;
  • Юридические аспекты регулирования системы образования.

Предложения по развитию онлайн-образования:

  • Аккредитация открытых образовательных ресурсов;

  • Качественные и количественные исследования по оценке эффективности существующих моделей онлайн-обучения;

  • Сотрудничество и обмен опытом между университетами, частными компаниями и государственными организациями.

Чжу Сюдун (Zhu Xudong)
декан факультета образования Пекинского педагогического университета

«Для тех преподавателей, у которых не было опыта работы с онлайн-инструментами было проведено обучение в течение 2-3 дней студентами, специально привлеченными для этой цели. Кроме того, было подготовлено более 300 моделей того, как может проходить обучение в онлайн-формате». 

Ван Сяосяо (Wang Xiaoxiao)
руководитель MOOC и смешанного обучения университета Цинхуа

Как обеспечить поддержку университетам, школам, исследовательским центрам?

  • Выпуск пособий и инструкций по способствованию более «гибкого обучения» в дистанционном формате;
  • Взаимная поддержка и прикладывание совместных усилий;
  • Ориентация на решение текущих проблем в краткосрочной перспективе;
  • Устойчивое развитие новых форм обучения для использования системой образования в будущем. 

Тао Чжань (Tao Zhan),
директор директор Института информационных технологий ЮНЕСКО

«Время для теории прошло, пора что-то делать»

Для эффективного перехода на онлайн-обучение был проведен опрос преподавателей, по результатам которого выяснилось, что 40% преподавательского состава не нуждаются в дополнительной технической поддержке. Остальной части преподавателей были предоставлены курсы по работе с онлайн-инструментами специалистами IT-департамента, однако они оказывают исключительно техническую поддержку, не имея возможности дать рекомендации по онлайн-преподаванию. 

Кроме того, свою поддержку оказывают и эксперты онлайн-образования с большим опытом работы с инструментами дистанционного обучения. Они становятся менторами для тех преподавателей, которые ведут онлайн-курсы впервые. 

Александр Михайлович Сидоркин
декан колледжа образования Калифорнийского университета

5 уроков, которые уже удалось извлечь 

  1. Приоритет при переходе на дистанционные формы должен отдаваться, в первую очередь, здоровью и благополучию студентов, преподавателей и сотрудников, а не повышению эффективности преподавания. Не стоит осваивать новые сложные платформы, нужно работать со знакомыми инструментами, постараться упростить содержание курсов и каналы коммуникации.
  2. Оперативная коммуникация по новым процедурам и «правилам игры» необходима во избежании ситуаций неопределенности для всех участников образовательного процесса.
  3. Организация общеуниверситетской инфраструктуры для перехода в онлайн. Например, обеспечение платных аккаунтов преподавателям в сервисах конференц-связи. 
  4. Обеспечение студентов материально-техническими ресурсами. Не у всех есть доступ к компьютеру, высокоскоростному интернету и спокойному месту для обучения вне кампуса.
  5. Поиск решений по проведению контрольно-экзаменационных мероприятий и предотвращению списывания и коллективного выполнения индивидуальных работ. 

Игорь Сергеевич Чириков,
научный руководитель Центра социологии высшего образования,  
директор проекта SERU центра исследований высшего образования университета Беркли


«Режим трансляции занятий и запись видео-лекций – самое простое, что можно сейчас применять, но есть высокий риск снижения интерактивности. Повысить мотивацию и осознанность к обучению в этот период – предельно сложно. Для решения этой проблемы необходимо вовлекать студентов в проектную работу и групповую деятельность онлайн».

Василий Сергеевич Третьяков,
генеральный директор Университета 20.35

Текущая стрессовая ситуация – это тестирование человеческого отношения друг к другу. Сейчас важно пройти через все изменения бережно по отношению к людям, потому что они – основной ресурс в университете. Поэтому нужно сделать акцент на обучение и поддержку преподавателей.

Кулик Евгения Юрьевна
Директор по онлайн обучению НИУ ВШЭ 

Полная версия семинара