Вирус на каникулах
Шведский стол вместо комплексного обеда
Онлайн отменяет границы: это общеизвестно. Но даже в высшем образовании, где уже есть примеры онлайн-магистратур, это еще не стало массово востребованным. Относительно средней школы – многим кажется фантастическим вариантом, что ученик из одного города может дистанционно учиться в другом. Однако ведущий научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования Инобра Олег Федоров считает, что выход за пределы локации возможен. Такой эксперимент даже был в Москве – правда, в офлайне: несколько школ района синхронизировали расписание так, чтобы ученики могли выбирать, куда ходить на тот или иной предмет. Как может выглядеть онлайн-конструкция, примерно ясно:
«Базовое образование должно быть качественным в ближайшей школе к дому, а дальше начинается рыночный механизм в хорошем смысле слова. Скажем, базовая математика заканчивается в 9 классе, а дальше начинается набор курсов и мест для их изучению и выбору. Например, тригонометрия в 239-м лицее Петербурга, математическая логика в Лицее Вышки. Аналогично с гуманитарными дисциплинами: обществознанием, политология в МГИМО, экономика в Вышке, культурология в РГГУ»,
По его словам, это был бы шаг не только в сторону повышения качества образования за счет конкуренции. Это поменяло бы и отношение к среднему образованию. «Если нет возможности выбирать и влиять, мы меньше ценим то благо, которое получаем. Комплексный обед, который нам предлагает школа, формирует наше отношение: мы в любом случае относимся к нему хуже, чем к шведскому столу».
Немецкие каникулы
То, что происходит сегодня – хорошая проверка на прочность для кампании по цифровизации школы, – считает Анна Кобцева, академический руководитель программы «Управление образованием».
Сколько мы ни говорили о цифровизации, в действительности в классе практически не было качественных перемен, потому что для реальных изменений нужно двигать все аспекты одновременно, а не вводить что-то одно, например, электронный журнал». Пример, когда система реально начала меняться, был в Татарстане, где многое в работе учителя разом перевели в цифру. Условия сами изменили учителя: кто-то смог быстро адаптироваться, кто-то нет, пришлось уйти... Сегодняшняя всероссийская и мировая ситуация – испытание не только для педагогов, но и для самих цифровых ресурсов, потому что «сколько бы мы ни говорили, например, о Learning Management System, она никогда не работала в полную силу. Вот когда ресурсом, инструментом начинают разом пользоваться все студенты, преподаватели, ученики – только тогда можно понять его надёжность и удобство для пользователя.
Кобцева Анна Александровна
академический руководитель магистерской программы «Управление образованием»
То, что все мировые образовательные системы столкнулись с новым вызовом одновременно – тоже перспективный момент. До сих пор большинство национальных школ существовали обособленно. Теперь они начинают присматриваться к удачам и неудачам друг друга, делиться наработками, объединяться ресурсами.
«Например, в России заговорили о переносе ЕГЭ, каникул. И мы видим, что такой перенос не так болезненно проходил бы в Германии, потому что там нет единых каникул. Их даты зависят от региона, они не совпадают. Это классный кейс, который, возможно, выручил бы нас во время карантина, а после – разгрузил бы транспортную систему, как это происходит в Германии. Если благодаря сегодняшним событиям мы обменяемся подобными кейсами, возьмем лучшие практики, это будет полезно», – считает Анна Кобцева.
«Железное» неравенство
Насколько серьезную роль для будущего школы играют инфраструктурные и технические проблемы? Здесь звучат разные мнения. Профессор Института образования Анатолий Каспржак считает, что это не главное: «Первое, что выяснилось: и «железо», и программное обеспечение к переходу в онлайн вполне готовы. На этой поляне просто-таки избыточное предложение инструментов. То же касается и контента. Это хорошие новости».
Всё упирается, таким образом, только в самого учителя, который должен «принять ситуацию и, превозмогая стереотипы привычного поведения, начать работать по-новому. Думаю, получится, потому что есть общая цель и общий враг – сейчас это тот самый коронавирус. А в такой ситуации, как известно, человеческие сообщества, как правило, действуют быстро и результативно.
Каспржак Анатолий Георгиевич
Профессор департамента образовательных программ
Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования имени А. Пинского, смотрит на ситуацию с «железом» не так оптимистично.
Мы говорим о цифровизации, оперируя московскими данными, и не учитываем инфраструктуру в домохозяйствах и школах в регионах. По нашим проектам мы видим, что в некоторых регионах не было обновления компьютерного парка более 10 лет, и в текущей экономической ситуации этого сложно ожидать.
Косарецкий Сергей Геннадьевич
Руководитель Центра общего и дополнительного образования им. А.А.Пинского
Таким образом, в горизонте карантина – «значительная часть детей останется без поддержки, и когда ситуация нормализуется – для них это будет потерянное время». Для долгосрочных изменений – нет уверенности, что сегодня государство осознает масштаб этой проблемы, чтобы дать нужные поручения и выделить бюджеты.
Так дистанционная работа может усилить образовательное неравенство: «Интересно, что иностранные коллеги, которые пишут о цифровом будущем школы, ставят эту проблему на одно из первых мест, а у нас на первом месте цифровой оптимизм и в целом фокус на лидерском сегменте образования. Если не обратить внимание на эту тему, уход в онлайн закрепит неравенство в российской школе», – говорит Сергей Косарецкий.
Раскол по линии онлайн
Насколько радикальными будут перемены в школе эпохи «после коронавируса»? Сергей Косарецкий считает, что водораздел пройдет по летним каникулам. Если карантин закончится раньше, 1 сентября «всё забудется», хотя доля смешанного обучения и расширится. Если всё продлится дольше, школа использует лето для осмысления ситуации, и вместо сегодняшних спонтанных решений систему будут ждать более фундаментальные перемены.
Директор Центра финансово-экономических решений в образовании Кирилл Зиньковский считает, что появятся гибридные формы образования.Полного ухода в онлайн ждать не стоит. И потому, что занятость детей в школе во время рабочего дня взрослых – одна из главных ее функций, и потому, что оставаться всё время перед экранами не захотят сами ученики: «
Они уже обнаруживают, что ходили в школу не для того, чтобы учителей слушать. Живое общение друг с другом стало неотъемлемой частью формального образования, во многих случаях более ценной, чем содержательная компонента»
Зиньковский Кирилл Викторович
Центр финансово-экономических решений в образовании: директор центра
.
Кирилл Зиньковский прогнозирует, что будут одновременно существовать два типа школ. Большая часть вернется к прежней форме работы. Меньшая часть школ сохранит и будет увеличивать присутствие в онлайне. Именно такие школы станут местом поиска новых форматов работы учителя, площадкой, которая готова расширять свое присутствие за пределы района, города и регион
Федоров Олег Дмитриевич
академический руководитель магистерской программы «Педагогическое образование»