• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Пять вызовов для вузов — пять мнений международных экспертов

Сегодня университеты закрыты, завтра, возможно, откроются, а что будет послезавтра? Мировые лидеры мнений в сфере высшего образования стараются осмыслить происходящее. Как ударит по университетским бюджетам рецессия. Что ждать выпускникам от рынка труда. Как меняться преподавателям. Чем грозит агрессивная конкуренция вузов и онлайн-курсов.

Скачать инфографику от ПУЛ «Развитие университетов» (PDF) 

Пять вызовов для высшего образования из актуальных мировых дискуссий и мнения пяти ведущих экспертов о происходящем в подборке лаборатории «Развитие университетов»

1. Рост неравенства: цепная реакция «школа-вуз»:
Дефициты

Снижается качество образования абитуриентов и, соответственно, будущих студентов; растет разрыв между студентами из разных социальных слоев.

Что делать

Адаптировать систему отбора студентов, пересмотреть роль личных достижений, усилить работу с выпускниками школ (дополнительные занятия, консультации при приеме)

Доступ к среднему образованию под угрозой: где-то было принято решение продлить каникулы, а где-то онлайн стал  техническим и методическим вызовом, замедляющим весь процесс преподавания. Выпускные экзамены в средней школе либо отменяют, либо переносят, либо засчитывают оценки в течение года. Усиливается неравенство доступна к качественному образованию.


2. Несомненный кризис финансирования:
Дефициты

Падение доходов вузов из всех источников, значимые дефициты бюджетов вузов, риск массового сокращения штата сотрудников.

Что делать

Менять структуру расходов, снижение внутренней неэффективности, отказаться от административных кадровых расширений.

Учитывая финансовый удар, во многих странах государственные субсидии уменьшатся. Цифры приема на ближайший год будут значительно снижены. Сокращение расходов со стороны вузов маловероятно отчасти потому, что некоторые расходы фиксируются долгосрочными обязательствами.


3. Цифровой разрыв
Дефициты

Далеко не у всех студентов и преподавателей есть необходимое техническое оборудование.

Что делать

Разрешить сотрудникам пользоваться техникой организации,  выделять средства на аренду, заключать соглашения с интернет-провайдерами.

Барьеры для доступа к образованию по техническим причинам: необходимы компьютер и интернет-соединение с нужной пропускной способностью.


4. Изменение работы преподавателей:
Дефициты

Традиционные подходы к обучению и экзамены не применимы.

Что делать

Внедрять новые подходы к преподаванию и оцениванию, разрабатывать поддерживающие сервисы, изменение контрактов с преподавателями.

Возникает новая среда и необходимость осмысления роли каждого элемента преподавания. Рождается новая модель смешанного обучения, где групповая работа и коллективное участие станут фундаментом.


5. Безработица (особенно среди выпускников)

Дефициты
Недостаток навыков общения и командной работы, снижение инициативности  и т.д.

Что делать

Внимание к практикам проектной работы и развитие внеучебной активности онлайн (студенческие инициативы и клубы).

Помимо экономической рецессии возникает дополнительный риск несоответствия выпускников требованиям работодателей из-за слабых навыков «живой» коммуникации.

Саймон Марджинсон, Oxford University

  1. Потребуется не менее пяти лет, чтобы стабилизировать мобильность студентов по всему миру. Основные потери на развивающиеся страны. ⇒ Усиление и без того сильного неравенства.
  2. Смещение части студенческого трафика от стран Запада к Востоку ⇒ Кризис академической мобильности.
  3. Онлайн-образование не заменит очное в долгосрочной перспективе, но окажется более жизнеспособным. ⇒ Смена парадигмы обучения (традиционное → онлайн).

 Ник Хилман,Director of the Higher Education Policy Institute

  1. Еще большее напряжение, чем преподаватели и управленцы, испытывают студенты. Если они прервут учебу в такой период, то создадут себе трудности при трудоустройстве и (или) сохранении работы, будут получать меньшую оплату труда. ⇒ Последовательный кризис на рынке труда и сокращение штата университетских сотрудников.
  2. Посткоронавирусная рецессия может привести к росту числа учащихся в университетах, как следствие доступности онлайн-образования и растущей вовлеченностью студентов. ⇒ Позитивный прогноз возможности вовлечения в образовательную среду.

Джефф Маджионкалда, Chief executive of Coursera

  1. Онлайн-платформы имеют прочные связи с бизнесом, они будут способствовать гибридному подходу в будущем. ⇒ Изменения в обучении – переход от теории к практике.
  2. Студенты рано или поздно вернутся на кампус, но образование ждет более широкое использование смешанного обучения. ⇒ Спрос на смешанное обучение.
  3. Первые шаги в онлайн-услугах были «отбором» наиболее готовых, растет вероятность, что осенью 2020 года вузы продолжат работать удаленно. ⇒ Кризис как «естественный отбор».

Нил Моррис, Professor of educational technology at the University of Leeds

  1. Кризис позволит онлайн-платформам доказать свою ценность. Не только в качестве учебного ресурса, но и коммуникаторами в социальном пространстве. ⇒ Рост спроса на онлайн-платформы и их конкурентоспособность.
  2. Часть университетов продолжит настороженно относиться к партнерству в интернете, поскольку остерегаются оттока очных студентов. ⇒ Важность взаимовыгодного партнерства университета и онлайн-платформ, а не агрессивной конкуренции.
  3. Следующим шагом вузов может стать разработка онлайн-контента, за который студенты будут готовы платить. ⇒  Быстрая и эффективная адаптация к новой образовательной среде.
  4. До нового учебного года осталось всего шесть месяцев, для некоторых вузов это станет огромной нагрузкой. ⇒ Продолжение подготовки инфраструктуры и адаптации преподавания.

 Лоуренс Баков, President, Harvard University

  1. Особую роль приобретает четкое и регулярное взаимодействие руководства вузов с университетским сообществом для налаживания общественной поддержки своих действий.
    ⇒ Важность стратегического взаимодействия на уровне «университет и сообщество».
  2. Грамотное соединение традиционных педагогических практик и онлайн-методик необходимо для качества обучения студентов. Важно менять нормы обучения под текущие запросы образовательной среды, чтобы сохранить и поддерживать академическую мотивацию студентов. ⇒ Распад привычного взаимодействия.