• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Не покоряется онлайн

Сектор дополнительного образования пока с трудом осваивается в дистанте. Однако его ситуация отличается от «школьной». Различия определяются, прежде всего, добровольностью участия. Его востребованность пока невысока из-за того, что у детей и родителей не хватает времени и мотивации – слишком много сил забирает «основная» учеба в том специфическом виде, в котором она теперь проходит.

Не покоряется онлайн

Многим семьям и детям мешает привычка: «кружок» или «клуб» — это же «лицом к лицу», в живом общении… Других ограничивает пошатнувшееся материальное положение. Есть те, кто против еще большего времени «сидения в интернете», даже если там что-то полезное. Но и предложения провайдеров, их спектр и качество в целом пока не сильно впечатляет, хотя есть отдельные примеры, дающие «фору» школьным. Об этом и о многом другом рассказали аналитики Центра общего и дополнительного образования имени А. Пинского. Их исследование «Дополнительное образование в условиях карантина» опубликовано в серии «Современная аналитика образования Express».


Анализ показал, что «исход в онлайн» в секторе дополнительного образования был далеко не таким массовым, как в обязательном общем образовании. Две трети ресурсов сегодня – те, которые появились в сети до эпидемии. Но и тогда тех, кто выходит за рамки школьной программы, развивает некогнитивные навыки, творческие способности, было немного. «Новички» же, вынужденно перешедшие в сеть в карантине, выглядят бледно даже на этом фоне. Они строятся на типовых технических решениях, и в принципе, как правило, не хотят кого-то «привлечь»: их задача – удержать свой офлайн-контингент в новых условиях. «Это объяснимо, потому что для запуска конкурентоспособного ресурса требуются инвестиции и время», – отмечают эксперты.

По содержанию среди всех программ лидирует художественное направление: по оценкам экспертов — около 40% от всех. Но и здесь драйверами выступают частные провайдеры, давно работающие на рынке интернет-услуг, потому что «новички» не имеют готовой базы видеоуроков и отстают по качеству. Заметный сегмент занимают сервисы социально-педагогической направленности (социальные и гуманитарные науки, волонтерство). Достаточно успешно «завоевывают сеть» спортивные секции (15%) – главным образом, предлагая комплексы упражнений. У технических кружков показатель 16%, но страдают направления моделирования и конструирования, потому что там нужны специальные материалы. Естественнонаучные и туристические кружки оказались в аутсайдерах списка с показателем 6 – 7%. Беспокоит экспертов то, что самые перспективные технологии – симуляторы, тренажеры – пока почти не используются. Большинство курсов строится на видеоуроках, не предусматривают оценок и обратной связи.

Итак, дополнительное образование пока медленно развивается в сети, — вывод аналитиков. Перспективы же зависят от того, как долго продлится карантин. Уже сейчас есть признаки роста интереса «утомленных» карантином детей и родителей, провайдеры ведут поиск привлекательных форматов и контента.

Будут четче формулироваться запросы семей к этой сфере – найдутся те, кто предложит подходящие решения. Но во всех случаях важна поддержка. Исследователи Инобра рассказали о первых навигаторах дистанционных программ и сервисов, которые будут полезны родителям, и методических ресурсах для создания современных онлайн-кружков.