• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Образовательная бедность сдерживает дистант

Официальная статистика не вполне отражает реальную угрозу образовательной бедности, считают эксперты Центра общего и дополнительного образования имени А. Пинского НИУ ВШЭ. Этот новый термин означает ограничения или полную депривацию детей в получении образования и развитии необходимых для жизни   навыков. С недавних пор его используют международные организации в исследованиях и аналитике общего образования. Эксперты Инобра на примере одного муниципалитета изучили, насколько образовательная бедность проникла в российские реалии и проявилась в ситуации закрытия школ.

Доклад «Переход на дистанционное образование: детальный разбор муниципального кейса» опубликован в серии «Современная аналитика образования Express»

Официальная статистика смешивает большие и малые населенные пункты и выдает «среднюю температуру по палате», поэтому разбор кейсов может быть репрезентативнее, заявляют авторы. В  предложенном кейсе территории (почти три десятка школ с заметным преобладанием  сельских) смартфоны есть в 87% семей учеников,   персональные компьютеры – менее чем у половины, планшеты – в 10% семей. Есть школы, в которых ПК нет практически ни у кого из учеников.

При этом  рекомендованные органами образования технологии дистанционного обучения заточены именно под компьютер. Существуют и другие неудобства мобильных телефонов для учебы: маленький размер экрана, трудности в организации рабочего места и т.д. Эта проблема требует решения в первую очередь: либо   обеспечить компьютерами за счет государства тех, кто в этом нуждается, либо создавать софт для смартфонов.

Сельские и городские учителя используют разные платформы и сервисы для организации дистанционного обучения. Если в городе преобладает Zoom, то  сельские  школы чаще используют Skype, который менее эффективен для видеоуроков.     

«Прекрасно видно, что образовательное неравенство с переходом на дистанционный формат лишь усиливается, и это серьезнейший вызов для нашей системы образования. В ситуации слома привычных алгоритмов жизни школы образовательная бедность может проявиться ярче», – предупреждают исследователи.

Различия социально-экономического положения школ сказываются на образовательных результатах: до 13% для результатов по русскому языку и до 12% по математике. В условиях закрытия школ различия в обеспеченности компьютерами и эффективными программами обучения приведет к дальнейшему росту разрыва.