Образовательная бедность сдерживает дистант
Доклад «Переход на дистанционное образование: детальный разбор муниципального кейса» опубликован в серии «Современная аналитика образования Express».
Официальная статистика смешивает большие и малые населенные пункты и выдает «среднюю температуру по палате», поэтому разбор кейсов может быть репрезентативнее, заявляют авторы. В предложенном кейсе территории (почти три десятка школ с заметным преобладанием сельских) смартфоны есть в 87% семей учеников, персональные компьютеры – менее чем у половины, планшеты – в 10% семей. Есть школы, в которых ПК нет практически ни у кого из учеников.
При этом рекомендованные органами образования технологии дистанционного обучения заточены именно под компьютер. Существуют и другие неудобства мобильных телефонов для учебы: маленький размер экрана, трудности в организации рабочего места и т.д. Эта проблема требует решения в первую очередь: либо обеспечить компьютерами за счет государства тех, кто в этом нуждается, либо создавать софт для смартфонов.
Сельские и городские учителя используют разные платформы и сервисы для организации дистанционного обучения. Если в городе преобладает Zoom, то сельские школы чаще используют Skype, который менее эффективен для видеоуроков.
«Прекрасно видно, что образовательное неравенство с переходом на дистанционный формат лишь усиливается, и это серьезнейший вызов для нашей системы образования. В ситуации слома привычных алгоритмов жизни школы образовательная бедность может проявиться ярче», – предупреждают исследователи.
Различия социально-экономического положения школ сказываются на образовательных результатах: до 13% для результатов по русскому языку и до 12% по математике. В условиях закрытия школ различия в обеспеченности компьютерами и эффективными программами обучения приведет к дальнейшему росту разрыва.
научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского
Все новости автора
стажер-исследователь Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского
Все новости автора
Ведущий научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского
Все новости автора