• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Неравенство образовательных возможностей не обусловлено только бедностью»

На Вторничном семинаре состоялась презентация монографии «Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей», подготовленная авторским коллективом Центра исследований современного детства.

Книга представляет собой результаты эмпирических исследований, реализованных Центром исследований современного детства с 2014 по 2018 год. Описанные проекты посвящены школьному, околошкольному, внешкольному, формальному и неформальному образованию современных детей в мегаполисе.

Исходные допущения и идеи

Образование перестает быть «теологической схемой», в которой государство и общество задают цели образования, а ребенок проходит через эту систему и достигает показателей ФГОС.

Образовательное пространство сегодня представляет собой точки доступа семьи к разнообразным образовательным сервисам, где ребенок встречается с культурным содержанием. Однако, помимо школы, семьи располагают разными образовательными возможностями, которые предлагает современный город. Около 23% детей в мегаполисе не посещают кружки или секции и относятся к социально уязвимой группе, то есть обладают наименьшим количеством ресурсов для получения дополнительного образования. Доступ к образовательным сервисам различается не только объективно (дорого, далеко), но и субъективно (нет потребности). 

 Современная ситуация провоцирует неравенство, которое не обусловлено только бедностью. Неравенство нового типа заключено в возможностях выбора. Оптимальный выбор возможен в том случае, если существует запрос, интерес и готовность вкладывать ресурсы.

Поливанова Катерина Николаевна
Научный руководитель Центра исследований современного детства

Две модели результатов образования 

Ожидания семьи и представления о результатах образования сильно различаются, особенно это заметно в сфере дополнительного образования. Можно выделить две модели результатов образования – развития «гибких» и «жестких» навыков. Модели имеют разные цели и результаты, по-разному выстраивают отношения со школьником и его семьей, используют разные способы создания образовательной среды, форматы обучения и инструменты оценивания. 

 Семьи выбирают то дополнительное образование, которое соответствует не только количеству ресурсов и уровню образования, но соотносится с их стилем жизни и досуговыми практиками, находится в информационном поле семьи и ребенка. 

Павленко Ксения Викторовна
Аналитик Центра исследований современного детства, доцент Института образования

Уличный досуг: разница поколений

Современные подростки чаще посещают различные культурные мероприятия и музеи, также возросла их потребительская активность – они активно ходят в кафе и торговые центры. Но другие виды активности меньше интересуют нынешних детей, в частности, практически пропало рискованное поведение и эксперименты, которое были характерны для советских подростков. 

Школа, учителя, родители и дети столкнулись с тем, что огромную роль в обучении детей играет способность к самоорганизации и автономной деятельности, обусловленная их собственной мотивацией.

 В будущем произойдет качественное изменение расстановки сил между школой и образовательным пространством, где школе будет отведена важная, но не главная роль. 

Иванов Иван Юрьевич
Аналитик Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского, аспирант Института образования

  Презентация 

Видео семинара: