«Неравенство образовательных возможностей не обусловлено только бедностью»
Книга представляет собой результаты эмпирических исследований, реализованных Центром исследований современного детства с 2014 по 2018 год. Описанные проекты посвящены школьному, околошкольному, внешкольному, формальному и неформальному образованию современных детей в мегаполисе.
Исходные допущения и идеи
Образование перестает быть «теологической схемой», в которой государство и общество задают цели образования, а ребенок проходит через эту систему и достигает показателей ФГОС.
Образовательное пространство сегодня представляет собой точки доступа семьи к разнообразным образовательным сервисам, где ребенок встречается с культурным содержанием. Однако, помимо школы, семьи располагают разными образовательными возможностями, которые предлагает современный город. Около 23% детей в мегаполисе не посещают кружки или секции и относятся к социально уязвимой группе, то есть обладают наименьшим количеством ресурсов для получения дополнительного образования. Доступ к образовательным сервисам различается не только объективно (дорого, далеко), но и субъективно (нет потребности).
Современная ситуация провоцирует неравенство, которое не обусловлено только бедностью. Неравенство нового типа заключено в возможностях выбора. Оптимальный выбор возможен в том случае, если существует запрос, интерес и готовность вкладывать ресурсы.
Две модели результатов образования
Ожидания семьи и представления о результатах образования сильно различаются, особенно это заметно в сфере дополнительного образования. Можно выделить две модели результатов образования – развития «гибких» и «жестких» навыков. Модели имеют разные цели и результаты, по-разному выстраивают отношения со школьником и его семьей, используют разные способы создания образовательной среды, форматы обучения и инструменты оценивания.
Семьи выбирают то дополнительное образование, которое соответствует не только количеству ресурсов и уровню образования, но соотносится с их стилем жизни и досуговыми практиками, находится в информационном поле семьи и ребенка.
Павленко Ксения Викторовна
Аналитик Центра исследований современного детства, доцент Института образования
Уличный досуг: разница поколений
Современные подростки чаще посещают различные культурные мероприятия и музеи, также возросла их потребительская активность – они активно ходят в кафе и торговые центры. Но другие виды активности меньше интересуют нынешних детей, в частности, практически пропало рискованное поведение и эксперименты, которое были характерны для советских подростков.
Школа, учителя, родители и дети столкнулись с тем, что огромную роль в обучении детей играет способность к самоорганизации и автономной деятельности, обусловленная их собственной мотивацией.
В будущем произойдет качественное изменение расстановки сил между школой и образовательным пространством, где школе будет отведена важная, но не главная роль.
Иванов Иван Юрьевич
Аналитик Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского, аспирант Института образования
Презентация
Видео семинара:
Павленко Ксения Викторовна
Сивак Елизавета Викторовна
Поливанова Катерина Николаевна
Научный руководитель Центра исследований современного детства