«Синие воротнички» не уходят в онлайн
Универсальной «волшебной палочки», которая бы решила все проблемы среднего профобразования, не придумали даже в самых продвинутых странах. Большинство европейских государств попытались разделить теоретическую и практическую части. Теорию стараются дать сейчас в максимальных объемах онлайн – при этом общей проблемой стала нехватка качественных и интуитивно понятных образовательных материалов. Преподаватели экстренно записывали видеоуроки с демонстрацией рабочих операций – так, например, в Исландии «эвакуация» в онлайн заняла всего один день.
Практическая часть в большинстве европейских стран реализуется на предприятиях. Там, где их деятельность не остановлена, студенты сочетают работу с онлайн-уроками от колледжей: работодатели при этом должны обеспечить и гарантировать сохранность здоровья. В условиях, когда профподготовка на многих предприятиях приостановлена, лишь немногие страны (Германия, Нидерланды) предложили готовые механизмы — как увеличить сроки освоения профессиональных образовательных программ.
Европейский опыт показывает, что единого рецепта для системы СПО быть не может: слишком отличаются условия для разных профессий и специальностей. Поэтому решение – продолжать ли учебу во время пандемии, а если да, то как – лучше делегировать на уровень регионов, отраслей и отдельных учебных заведений. И регионы, и сами колледжи должны взглянуть на эту ситуацию как на опыт преодоления кризиса, который нужно положить в основу планов на случай чрезвычайных ситуаций.
Невозможность очного обучения теперь не означает полной остановки образовательной деятельности. Система СПО должна быть готова к работе в условиях новой технологической и информационной реальности. Первым шагом на пути решения этой задачи должно стать совершенствование цифровых компетенций педагогов колледжей. «Для начала было бы важно проанализировать, чему и как учат преподавателей на действующих программах повышения квалификации, которые финансируются сегодня из средств региональных бюджетов», – отмечают эксперты.
Доклад «Среднее профессиональное образование в условиях пандемии: международная практика» будет полезен директорам колледжей и управленцам системы СПО, методистам, педагогам.
Скачать его можно здесь
Директор центра исследования среднего профессионального образования
Все новости автора
Эксперт центра развития навыков и профессионального образования
Все новости автора