• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Синие воротнички» не уходят в онлайн

Школам и вузам пришлось непросто в период карантина, но среднему профессиональному образованию – труднее всех. В колледжах чаще всего готовят технических специалистов – «работу руками» не переведешь в онлайн. А высокая доля выходцев из бедных семей среди студентов усложняет дистанционную учебу даже тогда, когда она возможна: не у всех есть компьютеры, интернет и другие элементарные условия. Как решить эти проблемы системы СПО – может подсказать опыт других стран. Аналитики Центра развития навыков и профессионального образования Инобра ВШЭ Ольга Романова и Федор Дудырев обобщили его в докладе для серии «Современная аналитика образования Express».

Универсальной «волшебной палочки», которая бы решила все проблемы среднего профобразования, не придумали даже в самых продвинутых странах. Большинство европейских государств попытались разделить теоретическую и практическую части. Теорию стараются дать сейчас в максимальных объемах онлайн – при этом общей проблемой стала нехватка качественных и интуитивно понятных образовательных материалов. Преподаватели экстренно записывали видеоуроки с демонстрацией рабочих операций – так, например, в Исландии «эвакуация» в онлайн заняла всего один день.

Практическая часть в большинстве европейских стран реализуется на предприятиях. Там, где их деятельность не остановлена, студенты сочетают работу с онлайн-уроками от колледжей: работодатели при этом должны обеспечить и гарантировать сохранность здоровья. В условиях, когда профподготовка на многих предприятиях приостановлена, лишь немногие страны (Германия, Нидерланды) предложили готовые механизмы — как увеличить сроки освоения профессиональных образовательных программ.  

Европейский опыт показывает, что единого рецепта для системы СПО быть не может: слишком отличаются условия для разных профессий и специальностей. Поэтому решение – продолжать ли учебу во время пандемии, а если да, то как – лучше делегировать на уровень регионов, отраслей и отдельных учебных заведений. И регионы, и сами колледжи должны взглянуть на эту ситуацию как на опыт преодоления кризиса, который нужно положить в основу планов на случай чрезвычайных ситуаций.

Невозможность очного обучения теперь не означает полной остановки образовательной деятельности. Система СПО должна быть готова к работе в условиях новой технологической и информационной реальности. Первым шагом на пути решения этой задачи должно стать совершенствование цифровых компетенций педагогов колледжей. «Для начала было бы важно проанализировать, чему и как учат преподавателей на действующих программах повышения квалификации, которые финансируются сегодня из средств региональных бюджетов», – отмечают эксперты.

Доклад «Среднее профессиональное образование в условиях пандемии: международная практика» будет полезен директорам колледжей и управленцам системы СПО, методистам, педагогам.

Скачать его можно здесь