• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Первые цифры в море мнений

На первом вебинаре в рамках совместного проекта Всемирного банка и ВШЭ эксперты привели подсчеты – какой эффект даст сегодняшнее закрытие школ в долгосрочной перспективе. По словам Павла Сорокина, старшего научного сотрудника Центра развития навыков и профессионального образования ВШЭ, заведующего лабораторией исследований человеческого капитала и образования, попытка точного прогноза – это уже прорыв, потому что за те полтора-два месяца, что в большинстве стран мира закрыты школы, доказательные оценки эффекта практически не давались.

Первые цифры в море мнений

Говорю об этом совершенно ответственно, буквально вчера завершив поиск публикаций в ведущей базе научного цитирования Scopus и на порталах крупнейших консалтинговых агентств. Дефицита в высказанных мнениях – нет. Многие журналы стали массово публиковать «комментарии», «письма в редакцию», «редакторские колонки» и т.п. по поводу того, что нам стоит ждать в результате массового закрытия школ. Но в 99% все это – без данных. По крайней мере, без каких-либо, даже самых приблизительных новых расчетов.

Сорокин Павел Сергеевич
Старший научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования

 На вебинаре Всемирного банка и ВШЭ выступил Гарри Патринос – автор одних из наиболее цитируемых работ в области экономики образования.  Он заявил, что нынешний карантин школьного образования обойдется каждому ученику более чем в 2% его пожизненного дохода. Это внушительные суммы, для страны масштаба США – триллионы долларов. В конце доклада прозвучали четкие рекомендации для практической политики: есть возможность оперативного вмешаться в ситуацию, пока она не стала катастрофической. Главное – избежать сокращения расходов на образование и обеспечить максимальную поддержку развития цифровой инфраструктуры и соответствующих навыков.

В ходе дальнейшей дискуссии Томмасо Агасисти, профессор Школы менеджмента Миланского политехнического университета, рассказал об опыте Италии и обозначил повестку дальнейших исследований, включая вопрос о такой структуре человеческого капитала, которая бы отвечала новым реалиям экономики.
Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского, рассказал о российской специфике: проблеме высокой региональной дифференциации и о том, как можно реагировать на вызов с точки зрения технологических и инфраструктурных аспектов. Живая дискуссия в чате показала, сколь важными и неоднозначными являются поднятые на вебинаре вопросы.

Полная запись вебинара:


Следующий вебинар состоится  26 мая и будет посвящен проблемам финансирования высшего образования.

Совместный проект Всемирного банка и НИУ ВШЭ «Образование при COVID-2019: проблемы, решения, Перспективы, исследования» объединят политиков и экспертов, практиков и ученых из разных стран. Проблемы образования, вызванные пандемией, будут изучены с разных точек зрения на основе доказательных данных. 

Вебинары «Образование при COVID-2019» будут проходить на английском языке на платформе WebEx, подробнее о них можно узнать здесь: World Bank Education and COVID-19.