• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дети устремились во взрослый интернет

Дети устремились во взрослый интернет

Дети всё больше времени проводят в интернете — угрозы для их безопасности растут. Проблема была острой и до перехода для дистант, однако сейчас, по словам экспертов, на нее стоит обратить особое внимание: уроки кончились, привычка проводить время с мобильником осталась. Больше половины родителей учеников младших классов не контролируют их поведение в интернете. При этом каждый пятый ученик начальной школы ежедневно проводит время во «взрослых» соцсетях — там, где по правилам не должно быть столь юных пользователей. Исследователи Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании ВШЭ проанализировали данные в рамках тестирования IPIPS+, разработанного психометриками Инобра, и другого эксперимента, касающегося использования Яндекс.Учебника.   

В отличие от подростков, отношения которых с гаджетами и интернетом исследованы достаточно хорошо, о поведении младших школьников в сети было известно мало. Оказалось, что дети массово нарушают «возрастные» правила регистрации в социальных сетях (например, ВКонтакте можно находиться с 13 лет), но их родители не воспринимают это как что-то серьезное. Часто родители контролируют только время, проведенное со смартфоном, или разрешают войти в интернет, если сделаны уроки или получены хорошие оценки. 

В тройку самых популярных ресурсов, к которым регулярно обращаются младшие школьники, входят YouTube, ролики на котором ежедневно смотрят около половины опрошенных детей, мессенджеры WhatsApp и Telegram — ими постоянно пользуется треть. «Взрослые» соцсети, которые не предполагают регистрации детей — в том числе Facebook, Instagram и ВКонтакте — тем не менее, ежедневно используют 15 – 19% детей. Это представляет угрозу для их информационной безопасности. У детей, как правило, открыты профили — это создает риски сохранности личных данных, никто не гарантирует безопасного общения. 

Что касается YouTube, то наиболее популярны развлекательные ролики, в этом сегменте лидирует видео о компьютерных играх: его смотрят ежедневно 40%. Но востребован и образовательный контент: каждый день такие ролики смотря около 25%, отдавая предпочтение космосу, природе, истории и технике. «Это говорит о потенциале использования YouTube в образо­вательных целях учителями начальных классов», — отмечают авторы исследования.

Сами учителя начальных классов — чаще всего не «на ты» с интернетом. Исследование показало, что вне работы педагоги, как правило, пользуются электронной почтой, читают новости, и только затем идет активность в соцсетях. Учителя крайне редко используют соцсети для развлечений — например, чтобы смотреть кино и слушать музыку, и только треть из них готова создавать контент — писать заметки, вести блоги, делиться опытом. Скромно они используют и возможности образовательных платформ. Три четверти учителей не пробовали автоматизировать с их помощью проверку заданий.

Полный вариант исследования, вышедшего в серии «Факты образования», можно прочитать здесь.