• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Сельской школе составили портрет

«В последние годы в обществе сложился устойчивый стереотип сельской школы как школы маленькой и бедной». Так сказано в новом экспресс-бюллетене Мониторинга экономики образования. Стереотип и правдивый, и нет: слишком разные условия в регионах. В одних построили комплексы, похожие на городские – с несколькими корпусами и сотнями учеников. В других это всё те же деревянные избы с удобствами на улице. Тем не менее, общие черты увидеть можно. «Портрет российской сельской школы»: так называется доклад экспертов Центра общего и дополнительного образования Инобра Сергея Заир-Бека, Татьяны Мерцаловой и Константина Анчикова.

Сельской школе составили портрет

Большая часть школ в России – сельские. При этом учатся в них чуть больше четверти всех детей. В последние годы эти учебные заведения пережили много реформ – их «оптимизировали», сливали, сокращали, везде по-своему. В результате количество за 20 лет сократилось вдвое. Они по-прежнему почти во всем отстают от городских, в том числе – по материально-технической базе. Это касается и таких актуальных цифр, как оснащенность компьютерами и скорость интернета. Тем не менее, учиться во время ковида там оказалось легче. В небольших селах даже весной часто обходились без дистанта, а когда в классах по несколько человек – проще выполнить санитарные нормы. Да и там, где дистант был, «в целом сельские школы справились не хуже городских», сказано в исследовании. В том числе потому, что в отдаленных селах часто уже был опыт видеоуроков.

Дефицит учителей в деревнях сильнее, чем в городе, даже если это не всегда видно статистике. Например, формально на одного предметника приходится 9 учеников, тогда как в городе вдвое больше. Казалось бы, это хорошо. Но на самом деле статистические учителя – «мертвые души». Часто в селе один педагог ведет много предметов, даже те, которые никак не связаны с его профилем. Конечно, это сказывается на качестве.

Образовательные результаты – главный показатель, и здесь отставание села заметное. Это видно и по «неудам» ОГЭ и ЕГЭ (последних втрое больше, чем в городе), и по меньшему количеству медалистов: 7,5% против городских 9,5%. Одна из главных проблем – в том, что у сельские подростки гораздо реже могут углубленно учить какие-либо предметы и делать их «профильными». Для этого просто не хватает учителей нужной квалификации.

Решение эксперты видят в том, чтобы выявлять одаренных сельских школьников с высокой мотивацией. Для них можно составлять индивидуальный план, в котором нужные предметы будут «усилены» дистанционными уроками. Тогда для тех, кто хочет учиться и развиваться дальше, откроется куда больше возможностей хорошо сдать экзамен и получать профессиональное образование.

Полный текст «Портрета российской сельской школы» можно прочитать здесь.