• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Кандидатская по наследству

Степень кандидата наук, конечно, не похожа на титул графа или лорда. Но все-таки элемент наследования в ее получении есть. Причем, именно по мужской линии: уровень образования отца, а не матери, влияет на планы школьников и студентов в будущем защитить диссертацию. Такую связь обнаружили Сауле Бекова (Центр социологии высшего образования) и Иван Смирнов (Лаборатория вычислительных социальных наук). Их статья «Детерминанты стремления к получению ученой степени» опубликована в журнале «HERB: Higher Education in Russia and Beyond».

Кандидатская по наследству

Понять, как складываются и меняются планы подростков, позволило лонгитюдное исследование«Траектории в образовании и профессии», которое вот уже больше десяти лет ведет Инобр. С его помощью можно отследить, как образовательные результаты соотносятся с жизненными планами: например, в 2012 году тогдашние девятиклассники сдавали тест PISA, затем их траектории сложились по-разному. Эксперты проанализировали, как учились те, кто еще в школе хотел поступать в аспирантуру, как менялись их планы и что на это повлияло.

Результаты логистической регрессии показали, что у планов поступить в аспирантуру три «слагаемых». Сильнее всего влияет образовательные результаты . Их увеличение на одно стандартное отклонение почти вдвое увеличивает шансы на планы поступить», – пишут авторы статьи. Также на шансы стать кандидатом наук влияет социально-экономический статус семьи и уровень образования отца. А вот такие факторы, как пол, оказались незначимы.

Тех, кто хочет в далеком будущем защищаться, очень мало среди подростков – 1,9% в девятом классе. Это неудивительно, потому что часто вплоть до выпускного класса у школьников нет четких идей, где учиться и чем заниматься дальше. В целом планы в школьные годы очень неустойчивы и постоянно  меняются. Они стабилизируются во время обучения в вузе. На последнем курсе бакалавриата тех, кто нацелился на диссертацию, уже 4%. Так постепенно к аспирантуре подходят самые целеустремленные. При этом в целом средний возраст аспирантов растет, а доля тех, кто идет в аспирантуру сразу после окончания вуза, снижается. Авторы статьи предупреждают о потенциально негативных последствиях, которые такой отток талантливых выпускников не неакадемический рынок труда может вызвать для университетов.


Прочитать статью можно здесь.