• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Школы не готовы платить

Весной посещаемость образовательных платформ в России выросла на тысячи процентов. Ресурсы, которые вчера были интересны только самым продвинутым, на удаленке оказались нужны всем. Рынок попытался этим воспользоваться: большинство крупных EdTech-игроков сделали свои ресурсы бесплатными, чтобы привлечь как можно больше пользователей. Удастся ли их удержать – эксперты спорили еще весной. Теперь можно подводить итоги. Научные сотрудники Лаборатории цифровой трансформации образования Инобра Никита Кожевников и Иван Карлов изучили, как росла и падала популярность основных платформ на протяжении 2020 года.

Школы не готовы платить

В докладе, опубликованном в серии бюллетеней Мониторинга экономики образования, авторы анализируют посещаемость семи крупнейших платформ – МЭШ, РЭШ, Учи.ру, Яндекс.Учебник, ЯКласс, Фоксфорд и ИнтернетУрок. Пиковым для всех стал апрель, когда количество посетителей выросло для некоторых в 15 и более раз по сравнению с январем (МЭШ и Яндекс.Учебник), у РЭШ показатель рекордный – в 77 раз. В абсолютных числах рекордсменом осталась Учи.ру со 109,5 млн заходов в апреле.

Как менялась ситуация летом, когда занятия в школах прекратились, и осенью, когда началась вторая волна? Выяснилось, что наибольший рост посещений смогли удержать платформы, которые сохранили некоммерческий характер своей деятельности – в этом качестве названы МЭШ, РЭШ и Яндекс.Учебник. Количество их посещений в октябре по сравнению с январем было стабильно выше в 5-8 раз, в то время как для остальных – всего в 1,5-2 раза. Авторы доклада объясняют это тем, что «в период второй волны коммерческие проекты вернулись к реализации бизнес-моделей. В поддержку этого тезиса говорит тот факт, что МЭШ и РЭШ «отобрали» часть доли посещений у коммерческих решений».

Исследователи считают, что в этой ситуации ряд провайдеров могут столкнуться с проблемой окупаемости мощностей. Весной им пришлось вложиться в увеличение мощности сетей, поддержку сервисов, которые после возвращения к коммерческим моделям могли остаться менее востребованными. 

У большинства школ просто нет на средств на то, чтобы покупать что-либо у EdTech-индустрии. Мы считаем это ключевой проблемой. И решением ее может стать выделение дополнительных средств для школ, «окрашенных» специально для закупки цифровых образовательных ресурсов.

Карлов Иван Александрович
Лаборатория цифровой трансформации образования: Заведующий лабораторией

Полный текст доклада можно прочитать здесь.