Школа в стрессе
На основе интервью с учителями из разных регионов России авторы делают вывод, что главным фактором стресса была не сама пандемия и связанная с ней угроза здоровью, а незнакомый формат работы и рост нагрузки, особенно резкий для учителей младших классов. Лонгитюдные исследования, которые ранее велись в европейских странах, США и Австралии, свидетельствуют, что рост нагрузки и отсутствие поддержки от школ приводят к росту стресса учителей, а в перспективе грозят депрессиями, выгоранием и снижением самооценки.
Авторы статьи проанализировали разные стратегии школы во время пандемии, о которых рассказали учителя. Если школа демонстрировала сильную вовлеченность, это хорошо сказалось на психологическом самочувствии ее сотрудников. В «безучастных» школах учителя больше паниковали, испытывали больший стресс. А в тех школах, где педагогам не предоставляли необходимые ресурсы (например, ноутбуки), к стрессу добавлялось раздражение, что приходится работать «за свой счет».
В статье разобраны и практики борьбы со стрессом, которые использовали учителя. Помимо традиционных, таких, как физическая активность, хобби или общение с близкими, помогал и поиск позитивных сторон в происходящем – например, если учитель настраивал себя, что технологии, которые он экстренно осваивает, помогут ему в будущем.
Пандемия, кажется, заканчивается, но выводы о причинах стрессов учителей и способах борьбы с ними помогут и в других критических ситуациях, тем более – если они снова будут связаны с ростом нагрузки.
Канонир Татьяна
Департамент образовательных программ: Доцент
Орел Екатерина Алексеевна
Центр психометрики и измерений в образовании: Старший научный сотрудник
Петракова Анастасия Владимировна
Центр психометрики и измерений в образовании: Научный сотрудник