• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Школа в стрессе

С началом пандемии школы выбрали разную стратегию в отношениях со своими сотрудниками. Одни пошли по пути «сильной вовлеченности»: проводили мастер-классы по использованию разных платформ, репетиции онлайн-уроков, создавали площадки для обмена опытом. Другие декларировали, что дают своим педагогам «полную свободу». На практике это означало отсутствие поддержки и усилило стресс учителей, заключают научные сотрудники Инобра Анастасия Петракова, Татьяна Канонир, Алена Куликова и Екатерина Орел. В статье, опубликованной в новом номере «Вопросов образования», они приводят результаты исследования психологического стресса учителей во время эпидемии COVID-19.

Школа в стрессе

На основе интервью с учителями из разных регионов России авторы делают вывод, что главным фактором стресса была не сама пандемия и связанная с ней угроза здоровью, а незнакомый формат работы и рост нагрузки, особенно резкий для учителей младших классов. Лонгитюдные исследования, которые ранее велись в европейских странах, США и Австралии, свидетельствуют, что рост нагрузки и отсутствие поддержки от школ приводят к росту стресса учителей, а в перспективе грозят депрессиями, выгоранием и снижением самооценки.

Авторы статьи проанализировали разные стратегии школы во время пандемии, о которых рассказали учителя. Если школа демонстрировала сильную вовлеченность, это хорошо сказалось на психологическом самочувствии ее сотрудников. В «безучастных» школах учителя больше паниковали, испытывали больший стресс. А в тех школах, где педагогам не предоставляли необходимые ресурсы (например, ноутбуки), к стрессу добавлялось раздражение, что приходится работать «за свой счет».

В статье разобраны и практики борьбы со стрессом, которые использовали учителя. Помимо традиционных, таких, как физическая активность, хобби или общение с близкими, помогал и поиск позитивных сторон в происходящем – например, если учитель настраивал себя, что технологии, которые он экстренно осваивает, помогут ему в будущем.

Пандемия, кажется, заканчивается, но выводы о причинах стрессов учителей и способах борьбы с ними помогут и в других критических ситуациях, тем более – если они снова будут связаны с ростом нагрузки.

Статью «Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID‑19» можно прочитать здесь.