Cетевой анализ расскажет о школе больше учителей
Доказано: чтобы человек лучше учился, нужно вовлечь его в создание продукта, который был бы лично ему интересен. Вовлеченность будет еще большей, если этот объект смогут оценивать и использовать другие люди. На этом строятся вики-технологии в образовании – специальные соцсети, комьюнити, которые возникают вокруг создания школьниками игр, текстов и вообще любого контента. В такие «учебные соцсети», как Scratch, уже вовлечено почти 70 миллионов пользователей. Есть вики-проекты и для учителей и школьников, где участники совместно редактируют статьи, например – http://letopisi.org/. И есть специализированные платформы, где педагоги обмениваются сценариями уроков. В мировом масштабе самый известный пример – CloudWorks, а с недавних пор в России появился свой аналог. Это «Московская электронная школа», в которую пользователи загрузили уже больше полутора миллионов сценариев уроков. Каждое из этих комьюнити – от Скретча до МЭШ – может послужить источником данных.
Сетевая наука – это уже не просто карты галактики или метаболизма клетки, она все ближе подходят к людям с их повседневными делами. Футбольное поле уже превратилось в объект сетевого исследования, мы анализируем, как себя ведут игроки. Тот же подход социограмм мы можем переносить в классы.
Если несколько человек редактируют, копируют, используют один документ, судить о сообществе можно на основании этой связи, «а не на основании того, что они говорят друг на друге, потому что люди, как правило, врут», – отметил Евгений Патаракин. Социограммы позволяют находить в любом комьюнити лидеров, оценивать сплоченность и устойчивость команд и понимать, что с ними будет, если они окажутся без организаторов. Например, в группе учеников, которые делают проект, можно оценить продуктивность каждого и понять, что получится, если учитель перестанет их опекать и контролировать.
Модель анализа опробовали на МЭШ. По цифровым следам эксперты разделили московских учителей на несколько групп. Среди них есть те, кто только загружает свои оригинальные уроки и не обращает внимания на чужой контент («создатели»), «пользователи» – те, кто ничего не пишет сам, а только использует чужие сценарии, и те, кто работает в парах или группах, обмениваясь сценариями уроков.
Мы увидели в московских школах группировки учителей, связанных друг с другом, но в большинстве школ таких связей нет или они единичны. Учителя, в основном, существуют сами по себе, создавая контент и размещая его, но не взаимодействуя.
![](/mirror/pubs/share/cover/thumb/455109006x60x60.png)
Светлана Николаевна Вачкова
Директор Института системных проектов Московского городского педагогического университета
Ожидается, что полного копирования чужих уроков станет меньше – МЭШ введет пороги, когда сценарий, если он вообще не изменен, не будет допущен до модерации. По словам Евгения Патаракина, «культура ремиксов», на которых построены подобные сети, вообще приживается в сфере образования трудно: процветает или принцип «брать чужое плохо», или полное копирование. Разумна золотая середина с осмысленным использованием чужих разработок, потому что «хорошо бы не думать одну и ту же мысль дважды».
Роль качественной коммуникации в образовании будет только расти. Понятно, что выпускник не может быть успешен, если не умеет взаимодействовать с другими людьми, работать в команде. Но если этой культурой не владеют учителя, то вряд ли они смогут его этому научить.
![](/mirror/pubs/share/cover/thumb/455109028x60x60.jpg)
Борис Борисович Ярмахов
Научный руководитель Центра анализа данных Института цифрового образования МГПУ
На перспективы сетевого анализа повлияла «постковидная реальность»: благодаря ей в интернете стали активны даже те, кто предпочитал взаимодействовать офлайн. Все больше возможностей строить на основе цифровых следов и административные решения, и исследования. По словам заслуженного профессора ВШЭ Ирины Абанкиной, «без сетевого анализа через какое-то время мы вряд ли будем что-то понимать про образование».
Сообщества бывают естественные и искусственные. МЭШ – объект отчасти искусственный: здесь есть и административный сюжет, и финансовый. Для будущих исследований я бы посоветовал внимательнее взглянуть на те сетевые сообщества учителей и учеников, которые появились естественным путем.
Болотов Виктор Александрович
Центр психометрики и измерений в образовании: Научный руководитель
Полную видеозапись семинара смотрите здесь: https://youtu.be/yLkcu_rHbs8
Абанкина Ирина Всеволодовна
Центр финансово-экономических решений в образовании: главный научный сотрудник
Болотов Виктор Александрович
Центр психометрики и измерений в образовании: Научный руководитель
Патаракин Евгений Дмитриевич
Лаборатория цифровой трансформации образования: Ведущий эксперт
Патаракин Евгений Дмитриевич
Лаборатория цифровой трансформации образования: Ведущий эксперт