Казахстанскому образованию добавят российского опыта
Три проекта – продолжение той работы, которую «зеркальные лаборатории» Инобра и Университета Абая вели еще с 2019 года. Два начинаются с чистого листа. В частности, это проект «Отбор и оценка образовательных инноваций и проведение педагогического эксперимента», его возглавляет Диана Королева. Чтобы изучить инновации «снизу», которые рождаются в школах и у игроков EdTech-индустрии, в Казахстане берут за основу модель, придуманную в Инобре. В этом году университет Абая впервые проводит свой Конкурс инноваций в образовании, подобный тому, который девятый год проводится Инобром и Рыбаков Фондом, финалисты казахского конкурса смогут участвовать в работе акселератора вместе с российскими коллегами. История КИвО показала, что формат конкурса и летней школы помогает самым ярким идеям найти инвестора, запуститься и масштабироваться.
Еще один новый проект – «Становление исследовательских компетенций аспирантов» (руководитель Евгений Терентьев). Недавно Казахстан пережил масштабную реформу аспирантуры (по-новому – докторантуры), когда изменились требования к защитам, модели выделения грантов и многое другое. Причем, эти реформы были инициированы не государством, а самими молодыми учеными, которые объединились в альянс. Теперь содержательную сторону подготовки аспирантов казахские и российские эксперты будут изучать вместе, опираясь на исследования Центра социологии высшего образования.
Психометрики Инобра продолжат работать с навыками чтения в младшей школе. Они уже проводили тестирование почти тысячи детей из Алматы, семинары по новым методикам обучения смысловому чтению для педагогов. Но в центре внимания были навыки русскоязычных детей. Теперь предстоит разработать казахскую версию инструмента, с помощью которого можно будет проверять сформированность навыков чтения у младшеклассников. Руководит работой Елена Карданова.
Проект «Стартовое неравенство людей с инвалидностью и условия обучения в вузе» (руководитель Сергей Малиновский) позволит понять, какие барьеры есть на пути инвалидов к высшему образованию в Казахстане. В его основу легли интервью самих студентов с ограниченными возможностями здоровья. Они позволят проанализировать ситуацию и дать практические советы вузам.
В прошлом году Лаборатория цифровой трансформации образования обследовала цифровую среду университета Абая. «Мы помогали коллегам проверить, насколько их концепция цифровизации отвечает международным трендам. Совместно разработали дорожную карту цифровой трансформации вуза, а также запустили два ключевых проекта, связанных с информационной безопасностью и облачной средой вуза», – рассказал Иван Карлов. Теперь он возглавил новый исследовательский проект: «Стратегия развития цифровой инфраструктуры университета в постпандемический период». Главная задача – проанализировать, как цифровая среда университета Абая справилась с вызовами пандемии, и предложить решения – как должна трансформироваться инфраструктура вуза с учетом уроков 2020-го.
Прямое руководство исследованиями в другой стране – это важное событие, такого нет ни в одном другом договоре Инобра. Фактически это признание авторитета наших ученых за пределами России.
Прямое руководство исследованиями в другой стране – это важное событие, такого нет ни в одном другом договоре Инобра. Фактически это признание авторитета наших ученых за пределами России. При этом договор заключается с институтом, а не с отдельными исследователями. Нам интересно изучать казахстанскую систему образования, которая достаточно сильно похожа на нашу, и мы рады, что партнерство с Университетом Абая расширяется. Оно взаимовыгодно: мы помогаем казахским коллегам применять инструменты, которые доказали свою валидность в России, а они привносят в исследования понимание национального контекста и интересные идеи.
Карданова Елена Юрьевна
Центр психометрики и измерений в образовании: Директор центра
Карлов Иван Александрович
Лаборатория цифровой трансформации образования: Заведующий лабораторией
Королева Диана Олеговна
Лаборатория инноваций в образовании: Заведующий лабораторией
Малиновский Сергей Сергеевич
Центр социологии высшего образования: Эксперт
Терентьев Евгений Андреевич
Центр социологии высшего образования: Директор центра
Фрумин Исак Давидович
Институт образования: Научный руководитель