• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Когда «цифру» внедряют сверху, педагоги видят в этом недоверие к себе

Платформы избавляют педагогов от рутины и делают программу интереснее для учеников. Казалось бы, это аксиома, и все должны быть рады. Но в среде преподавателей часто встречается другое отношение к новым технологиям. Особенно – на первом этапе и если эти технологии внедряются «сверху», по решению дирекции или чиновников. В чем причины сопротивления инновациям, как и благодаря чему преподаватели постепенно меняют свое мнение – обсудили на открытом семинаре ВШЭ по образованию.

Когда «цифру» внедряют сверху, педагоги видят в этом недоверие к себе

Исследование вели сотрудники Томского и Бурятского государственного университетов, а также Skyeng. Продукт этой компании и внедряли в нескольких вузах «под присмотром» исследователей, которые затем проводили интервью и опросы. Речь идет о платформе Skyes для изучения английского в университетской программе. Три вуза, попавшие в эксперимент, начали использовать ее в конце 2019 года – еще до пандемии. Это позволило наблюдать за отношением преподавателей и студентов вне чрезвычайной ситуации, когда работа с платформами стала неизбежной.

Произошло столкновение картин мира. Мы создаем платформу из лучших побуждений: домашние задания легко будут проверяться, можно будет отслеживать прогресс студентов, разбирать навыки освоения языка. Преподаватели должны обрадоваться, что есть такой инструмент.  Мы так себе представляли. Потом произошло столкновение с реальностью.

Дарья Гриц
Директор сервиса онлайн-магистратур Zavtra.online (SkillFactory), ex-директор по стратегии Skyes (Skyeng)

Во всех трех вузах уже через полгода работы с платформой был схожий результат: 86-87% преподавателей и от 69% до 93% студентов оказались удовлетворены. Больше половины преподавателей (60% – 70%) хотели бы использовать ее и в дальнейшем. Изначально же, когда платформа только внедрялась, отношение было разным и больше зависело от того, как ректорат объяснял нововведение и насколько жестко его внедрял. Так, во втором вузе, где преподаватели давно знакомились с новой технологией и даже участвовали в создании контента, отношение оказалось самым дружелюбным. В двух других вузах платформу поначалу встретили в штыки.

Преподаватели чаще сопротивлялись – у них было ощущение, что их экспертность ставят под сомнение. Были и отдельные отказы работать с незнакомой платформой. Некоторые респонденты даже определили ситуацию как бунт.

Елена Другова
Директор НОЦ Институт передовых технологий обучения, Томский государственный университет.

Барьеры, которые зафиксировали авторы исследования, зависели от уровня. На макроуровне – в университете в целом – это было непонимание, зачем внедряется инновация, нежелание руководства работать с институционным сопротивлением и отсутствие анализа результата: вузы не измеряли, каков результат учебы с платформой и без. На уровне подразделений инновациям мешало отсутствие плана трансформаций. На уровне конкретных преподавателей играл роль страх замены человека технологиями, подозрения, что руководство сомневается в твоих профессиональных качествах, и страх конкуренции. Внятно и заранее причины введения инноваций – самое действенное «лекарство» от этих страхов, по мнению авторов доклада. Как и наличие доказательных результатов и четкого плана действий – когда новшества внедряют хаотично, преподаватели это чувствуют.

Есть не только внедрение, но и освоение инновации. Впечатление, что это остается в тени. Мы должны не только назвать вузу «рецепты» для внедрения, но и думать, что происходит с точки зрения освоения: прежде всего, как пересматривать дидактику.

Уваров Александр Юрьевич
Ведущий эксперт Лаборатории инноваций в образовании

Авторы исследования обнаружили «дефицит заинтересованного лидера» в вузах, когда инициативу проявляют только управленцы. Среди преподавателей не хватает тех, кто не только активно внедрял бы что-то новое (такие есть), но и объяснял коллегам, что это и зачем. По оценке авторов, активные сторонники и противники платформы составляли примерно равные и небольшие части. Большинство – те, чьим отношением к новому можно и нужно управлять.

Чтобы понимать смыслы сопротивления инновациям, надо отказаться от «средней температуры по больнице». Выделить группы преподавателей, понять, почему одни находятся на низком, а другие на высоком уровне трансформации своих программ. Это банальные причины – возраст, стаж? – или более сложные?

Королева Диана Олеговна
Лаборатория инноваций в образовании: Заведующий лабораторией

Соруководители семинара Ирина Абанкина и Виктор Болотов поделились идеями, как дальше могли бы развиваться подобные исследования. Это удачный пример того, как бизнес-структура привлекает исследователей, чтобы больше узнать про качество своего продукта. А в идеале любое внедрение крупных платформ и других технологий мог бы сопровождать «триумвират» – разработчик, заказчик, исследователь. Слово последнего может помочь преподавателям и студентам преодолеть свои страхи.


Видеозапись семинара можно посмотреть здесь

 

К модели успешного внедрения цифровых образовательных технологий: кейс трех российских университетов и одной цифровой платформы (PDF, 1.26 Мб)