«Мне хорошо в школе, но что-то здесь не так»: почему многие учителя хотят уйти вопреки любви к профессии
В ЦЕНТРЕ БОЛЬШОЙ ПОЛИТИКИ
Докладчики начали с того, что представили обзор основных мер государственной политики за последние 20 лет, которые так или иначе затрагивали учителей. Призваны были повысить их доход, квалификацию, социальный статус. Кажется, что количество нацпроектов, госсоветов, президентских указов, федеральных программ и т.д. не умещалось на слайд — практически все образовательные реформы и вообще шаги государства в области образования затрагивали учителей. А что касается запросов общества к педагогам, то они только растут.
«Качество педагогического корпуса определяет родительский выбор — главнее этого фактора только территориальное расположение школ. Мы видим и рост родительских требований, и то, что родители старшеклассников более требовательны к учителям. То есть, учитель оказывается в центре и государственной повестки, и общественных ожиданий».
Исследование строилось на онлайн-опросах, сделанных после того, как схлынули первые волны пандемии. В итоговую выборку вошли ответы 8,5 тысяч педагогов и 9,4 тысяч родителей. Проанализировав ответы, докладчики обозначили пять ключевых исследовательских вопросов: кто работает в школах, как, насколько они удовлетворены, как могут повысить профессиональное мастерство и как оплачивается их труд.
«ДЕДОВЩИНУ» НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ
Привлечь в профессию молодежь, повысить зарплату, модернизировать профессиональное образование — вот примерный список того, о чем говорят политики все 15-20 лет. Почему молодежь на первом месте — потому что очевидно, что новые кадры важны для инновационного развития образования. Пока дефицит молодых учителей преодолеть не удается, причем, он примерно одинаков для больших и малых населенных пунктов. Интересные различия начинаются на уровне предметников.
«Мы видим, что более молодые кадры работают по таким предметам, как иностранные языки и физкультура, и очень заметен перекос в сторону возрастных кадров среди педагогов начальных классов. Если учесть возрастной разрыв между малышами и теми, у кого 20+ лет стажа, можно сказать, что фактически бабушки с ними работают»
Мерцалова Татьяна Анатольевна
Ведущий эксперт Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского
Исследование показывает, что молодые педагоги настроены более критично к школе, и это обосновано: у них выше фактическая нагрузка (в том числе и потому, что приходится больше готовиться к урокам), администрация не всегда хочет слышать начинающих специалистов, а еще распространена «школьная дедовщина», когда опытным учителям достаются лучшие варианты по часам, более сильные классы и хорошо оборудованные кабинеты.
БЮРОКРАТИИ ВСЁ БОЛЬШЕ
Учителя перегружены, эта проблема никуда не исчезла, более того, она усугубляется. Исследование показало, что основная нагрузка не связана непосредственно с уроками. Это внеурочная занятость и то, что связано с разнообразными отчетами. Парадокс, но чем больше политики говорят о борьбе с отчетной нагрузкой, тем больше она растет, об этом сообщают 70% учителей. Большинство педагогов признают, что им просто не хватает времени осваивать инновации.
Если характеризовать самочувствие учителей в целом, то, как они оценивают изменения последних двух лет, то можно заметить: как правило, говорят об улучшении, связанном непосредственно с их работой в своей школе, и об ухудшении всего, что касается их жизни за рамками класса и школы. Это признак того, что работа не дает заниматься собой, семьей, обеспечивать себя материально, отдыхать, учиться новому. А еще педагогов беспокоит ухудшение отношения к их профессии в обществе, это чувство есть «вообще», не в связи с отношением конкретных учеников и их родителей.
«Более 80% учителей говорят, что счастливы работать в школе. Только 11% считают, что ошиблись в выборе профессии. Но при этом почти половина участников опроса готовы либо уйти из своей школы, либо поменять работу вообще. Это можно рассматривать как внутреннее противоречие: «Мне здесь хорошо, но что-то не так». Мне нравится, что я учитель, но у меня нет средств, времени, профессия не позволяет мне реализовать себя и обеспечить нормальную жизнь моей семье»
Мерцалова Татьяна Анатольевна
Ведущий эксперт Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского
А ДЕНЕГ ВСЕ МЕНЬШЕ
Если совсем коротко об оплате труда, то, по словам Сергея Заир-Бека, здесь «мало что удалось сделать за 10 лет». За все годы исследований был только один период, когда модернизировали систему общего образования на уровне регионов, и тогда ученые зафиксировали удовлетворенность учителей доходом. По крайней мере, разумное сочетание нагрузки и вознаграждения. Но это продолжалось недолго.
Хорошая новость, что учителя в большинстве своем по-прежнему относят себя к среднему классу, им хватает денег на повседневные нужды, но и не более того. За два года, по ощущениям педагогов, их фактический доход не увеличился (о росте благосостояния рассказали меньше трети опрошенных). Недовольны в большей степени молодые кадры. Они же в основном тратят внеклассное время на подработку (репетиторство). В целом только 14,3% говорят, что за два года уменьшилась их потребность подрабатывать репетиторством. Систему поощрений педагоги упрекают в том, что она непрозрачна и формализована.
«Две трети говорят о том, что их зарплата неконкурентоспособна. То есть, если говорить о портрете учителя, есть внутреннее счастье, что он работает в школе, бедным он себя не считает, но видит, что его доход неконкурентоспособен»
Заир-Бек Сергей Измаилович
Ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского
«В целом мы не увидели ничего неожиданного: низкая зарплата, высокий уровень бюрократической нагрузки. Важно, что все это в комплексе не позволяет развиваться. Это объяснение низкой адаптивности учителей к инновациям»
Мерцалова Татьяна Анатольевна
Ведущий эксперт Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского
Полная видеозапись семинара здесь
Презентация (PDF, 1.09 Мб)
Заир-Бек Сергей Измаилович
Ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского