• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Не надо торопиться со школой: родители форсируют обучение детей, а потом сталкиваются с их безынициативностью

Вряд ли многие слушатели вторничного семинара Инобра раньше задумывались о самом понятии «дошкольник» — до того, как услышали реплику профессора Александра Савенкова: «Что это вообще за слово? Как будто ребенок живет для того, чтобы в эту школу поступить!». Темой семинара стало состояние перехода — так исследователи называют период, когда ребенок впервые идет в садик или школу. Последнее перетекло в дискуссию о том, надо ли форсировать этот процесс — сегодня многие дети начинают знакомство со школьной программой задолго до первого класса.

Не надо торопиться со школой: родители форсируют обучение детей, а потом сталкиваются с их безынициативностью

ЗУБРЕЖКА — ГЛАВНЫЙ ПУТЬ К ШКОЛЕ?

Каждый переход, особенно вертикальный (с одной ступени образования на другую), становится для детей, как, впрочем, и для их семей, столкновением с новой реальностью. Другой коллектив, пространство, правила, — «калейдоскоп вызовов для маленького человека», как сформулировала это Анастасия Нисская, — в результате он и себя начинает воспринимать по-новому Сложный, непродуманный переход чреват многими трудностями, в том числе и отложенными.

«Достижения могут быть нивелированы. Например, если ребенок обрел самостоятельность, то при грубом переходе в школу она может его покинуть. Эта ситуация может не только ухудшать благополучие здесь и сейчас, но и сказаться в дальнейшем в проблемах с освоением образовательных программ — даже в 15 лет»

Нисская Анастасия Константиновна
научный сотрудник Центра исследований современного детства, Институт образования НИУ ВШЭ

О психологической готовности к школе говорят много, но, строго говоря, точно определить заранее — будет ли ребенку хорошо — психологи не способны. Исследования говорят, что адаптируются все дети, различается только цена, которую им приходится за это заплатить. Переход пройдет легче, если действия всех (педагогов детского сада и школы, родителей, самого ребенка) будут согласованы, но это идеальная ситуация. Как в реальности — сотрудники Центра современного детства исследовали, опираясь на мониторинг экономики образования.

Исследование позволило увидеть, какие занятия по подготовке к школе проводятся в детском саду. Чаще всего их проводят сами воспитатели, изредка подключая других специалистов или педагогов школы. По содержанию они не отличаются от того, что было 30-40 лет назад: развивают мышление, речь, учат считать, читать, писать. Развитием гибких навыков ребенка, что было бы более актуально, занимаются гораздо реже. Но и родители, согласно опросам, хотят того же — развития умственных навыков. 

«Подготовка к школе в садике идет по очень традиционному пути, не учитываются многие современные представления об образовании, но это устраивает родителей. Они хотят того же, только еще больше».

Нисская Анастасия Константиновна
научный сотрудник Центра исследований современного детства, Институт образования НИУ ВШЭ

БОРОЛИСЬ С «БЕЗДЕЛЬЕМ», ПОТЕРЯЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

О том, что подготовку к школе в основном понимают как умственное развитие, говорила и Юлия Старостина: несмотря на то, что воспитатели рапортуют о занятиях в игровой форме, есть большие сомнения насчет самой природы этой «игровой формы».

«Кажется, что у современных детей, особенно в городах, пространства обучения в игре не остается. Родители заняты, игра с ребенком становится скорее его поощрением. В детском саду многое, например, рисование подается в дидактической форме, воспитатели рассказывают, что сделать, чтобы получился хороший продукт, который можно потом показать родителям. Игра тоже становится дидактической, нет места самостоятельности и инициативе»

Старостина Юлия Андреевна
доцент кафедры возрастной психологии МГУ

Получается ситуация, когда ценность инициативы невелика, «надо заниматься чем-то полезным, а то ребенок бездельничает». Что-то полезное в этой системе координат — подготовка к школе как натаскивание по программе первого класса. Не важно, что эти навыки пригодятся потом, а не сейчас. Родители жертвуют дошкольным периодом ради того, чтобы ребенок стал более успешным в школе, что приводит к искажению других сторон  развития. Знания дети, действительно, осваивают, а вот психологической адаптации к школе это не помогает.


«Чем больше регламентирована жизнь ребенка, тем меньше он способен заниматься самостоятельно. В моем исследовании из тех родителей, кто форсирует таким образом учебу, 25% жалуются, что дети не умеют занять себя. Среди тех, кто не форсирует, только 5% говорят об этом. Мы не оставляем места для инициативы, и уже к концу дошкольного возраста угасает свобода и непосредственность детей».

Старостина Юлия Андреевна
доцент кафедры возрастной психологии МГУ

Исправить эту ситуацию можно просвещением родителей, практиками поддержки инициативы и мотивации с раннего возраста, но главное — отказом от использования программы 1 класса для «натаскивания» дошкольников.


ХВАТИТ ГОТОВИТЬСЯ, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ

Член-корреспондент РАО Александр Савенков проследил, как менялись тренды в воспитании детей: от моды на развитие одаренности в 90-х — к теме достижений в нулевые, а теперь наступило время, когда в моде ранняя подготовка к школе. 

«Детский сад у нас — подготовка к школе, школа — подготовка к вузу, вуз — подготовка к работе… Работа — подготовка к пенсии? А пенсия — подготовка к переходу в лучший мир? Вся жизнь сводится к подготовке?»

Савенков Александр Ильич
директор Института педагогики и психологии образования МГПУ

Ситуация с готовностью или неготовностью к переходу в целом довольно туманная, единая для всех граница в 7 лет вообще условна — это идея Яна Амоса Коменского идет из 17 века и не подтверждена современными глубокими исследованиями. Готовность может быть индивидуальной, ее можно оценивать по тому, концентрируется ли ребенок в процессе игры надолго на чем-то одном (значит, его мышление работает достаточно интенсивно), или нет. Роль игры в этом вообще недооценена.

«Часто можно услышать от родителей, что «ребенок не играет», но он играет всегда. Идет с мамой по улице — прыгает по плитке, изображает самолет или автомобиль. Просто мама не считает это игрой, мама хочет, чтобы он играл только в те игры, которые ей нравятся»

Савенков Александр Ильич
директор Института педагогики и психологии образования МГПУ

На самом деле, и в процессе игры, и вообще в детстве мозг осваивает огромное количество информации (то есть уже учится), в том числе делает то, что будет недоступно потом. Мы считаем, что развитие это всегда движение вверх, а вообще-то развитие отдельных качеств может начинаться и прекращаться в свой срок, о чем писал Натан Лейтес. Это хорошо видно по рисованию, которым дети в определенном возрасте занимаются охотно, получается здорово, но в какой-то момент ребенок почти неизбежно перестанет рисовать. 

Перенос принципа школы на более ранний возраст — посадить малыша за парту, заставить его разучивать цифры и слоги, — нежелателен. Обучение в детстве возможно только тогда, когда это перестает быть пыткой и становится естественной частью жизни ребенка.


Полная видеозапись семинара здесь  

Нисская А.К._Презентация (PPTX, 2.78 Мб) 

Старостина Ю.А._Презентация (PPTX, 3.57 Мб) 

Савенков А.И._Презентация (PPTX, 5.80 Мб)