• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Одиночество студента: почему вузам нужны службы психологической поддержки первокурсников

Пандемия выявила столько скрытых проблем образования, что ученые продолжают исследовать ее опыт. В центре внимания сотрудников Центра социологии высшего образования (Иван Груздев, Евгений Терентьев) и лаборатории «Развитие университетов» (Нияз Габдрахманов, Олег Лешуков) оказалась самооценка эффективности обучения первокурсников — что с ней произошло во время ковида. Оказалось, что технические проблемы сыграли далеко не главную роль в ее падении. Гораздо тяжелее начинающие студенты пережили проблемы с социализацией в вузе — вернее, так: недостаток социализации больше всего бьет по их самочувствию, просто пандемия показала это наиболее ясно.

Одиночество студента: почему вузам нужны службы психологической поддержки первокурсников

© AI

Авторы статьи, опубликованной в журнале «Мониторинг общественного  мнения:  экономические  и социальные  перемены», опирались на данные опроса студентов, проведенного в 2021 году. Тогда на 96 вопросов онлайн-анкеты ответили более девяти тысяч первокурсников. К их опыту обратились, поскольку именно начинающие студенты считаются наиболее уязвимой группой. Изучались самые разные факторы, связанные с дистанционной учебой в период ковида, и их связь с тем, как сами респонденты оценивали свои успехи.

Чаще всего студенты жаловались на нехватку общения с одногруппниками (44%), низкое качество связи и вмешательство посторонних в проведение занятий (41%), сложности с удержанием внимания (40%). В зависимости от сложностей было выделено восемь групп: от тех, кто испытывает все типы проблем (с социализацией, самоорганизацией, техникой) до тех, у кого всё безоблачно. Самыми многочисленными оказались группы как раз тех, у кого нет сложностей (25%), и те, кому трудно организовать самостоятельную учебу (20%). Лишь 5% испытывали все виды проблем сразу.

«Полученные результаты указывают на то, что трудности с самостоятельной организацией обучения и социализацией/нехваткой общения теснее связаны с субъективной оценкой эффективности дистанционного обучения студентами, чем трудности технические», — пишут авторы статьи. Так, наличие технических проблем увеличивает шансы того, что студент негативно оценивает свой опыт учебы во время пандемии, на 25%, а, например, трудности с самоорганизацией — на 75%. 

Ключевой вывод исследования — в том, что вузам нужно не только налаживать инфраструктуру, но и расширять линейку сервисов поддержки интеграции первокурсников в университетскую жизнь. Такие есть, но пока они фрагментарны: это службы психологической поддержки, программы наставников из числа старшекурсников, сервисы для подготовки абитуриентов (например, адаптивные курсы по отдельным предметам).  

Прочитать статью «Самооценка эффективности обучения и типы трудностей первокурсников в период коронавирусных ограничений» можно здесь. Специальный номер журнала «Мониторинг общественного  мнения» посвящен психологическим, эмоциональным и социальным последствиям пандемии для высшего образования, в работе над ним приняли участие многие сотрудники Инобра, а составил выпуск ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Алексей Обухов.