• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Цифра пустила «корни»: эксперты проанализировали, как электронные ресурсы и онлайн-сервисы приживаются в школе

Найдется ли много причин для радости в школе? Учеба зачастую связана с повседневными трудностями, стрессом и даже риском выгорания, что может затронуть не только преподавателей, но и учеников. Однако, в реальности, большинство этих проблем можно минимизировать благодаря цифровым сервисам. Это показывает серия исследований Международной лаборатории по оценке практик и инноваций в образовании. Эксперты проанализировали существующую литературу по использованию электронных ресурсов и онлайн-сервисов, отношение к ним учителей и учеников, мифы о технологиях в образовании и другие вопросы цифровизации.

Цифра пустила «корни»: эксперты проанализировали, как электронные ресурсы и онлайн-сервисы приживаются в школе

© AI

Удобнее стало всем

В то время как инноваторы и консерваторы обсуждают влияние различных технологий, цифровизация уже прочно вошла в жизнь. Уже в 2020 году 60% школ использовали компьютерные программы, 44% применяли сервисы тестирования, а 80% учеников ежедневно пользовались интернетом. Исследования подтверждают, что детям и подросткам нравится использовать электронные устройства — без них снижается интерес к учебе, а некоторые «фишки» вроде онлайн-квизов его, наоборот, повышают.

Электронные учебники и тетради помогают адаптировать учебный процесс под уровень каждого ученика, обеспечивая индивидуализацию и инклюзию. Сервисы для автоматической проверки заданий экономят время учителя и помогают удержать внимание, потому что ученику важно получать обратную связь быстро. Цифровые технологии также помогают снизить неравенство, предоставляя дистанционные образовательные сервисы для сельских школ, и улучшают взаимодействие с родителями учеников и коллегами.

Спасение от выгорания 

Удовлетворенность учителя работой напрямую связана с качеством образования и успехом учеников. Мотивированный и счастливый учитель лучше вовлечен в обучение, что позитивно влияет на результаты учеников. Эксперты проанализировали мировую научную литературу, чтобы предложить обоснованные рекомендации для повышения благополучия учителей. Признание успехов учеников и интерес к их личной жизни мотивируют их, а креативный подход к обучению может усилить удовлетворенность учителя своей работой. Важно устанавливать четкие границы не только между работой и отдыхом, но и разделить разные виды рабочей деятельности. Не стоит перерабатывать, а также постоянно быть вовлеченным в рабочие чаты. Например, на платформе «Сферум» в VK Мессенджере, учителя могут переключаться между рабочим и личными профилями в VK, чтобы рабочие сообщения не беспокоили в свободное время.

Помогалка для ученика

Исследования показывают, что три четверти российских школьников используют цифровые платформы для подготовки к урокам и экзаменам. Интересно, что выбор сервисов отличается в зависимости от предмета: видео на YouTube помогают освоить математику, для иностранных языков в ход идут онлайн-квизы или сериалы, а чат-боты и телеграм-каналы пригодны для русского языка. Для изучения истории ученики часто используют ChatGPT, что вызывает опасения у исследователей из-за поверхностных выводов и неточностей в фактах.

Цифровые ресурсы обогащают традиционные учебные практики, помогают усваивать материал и повышают мотивацию учеников. Важно, что качественные образовательные инструменты создаются не только за рубежом, но и в России. 

Подробнее