О чем говорят монстры? В тестах на креативность значение имеет не только результат, но и способ его достижения
Сергей Тарасов поделился результатами исследования, в котором проанализировал действия 823 четвероклассников во время 4К-теста. Эту тестовую систему разработали в Центре психометрики и измерений в образовании для оценки метапредметных навыков ребят, которые переходят из начальной школы в среднюю.
Исследование было сосредоточено на том, как дети ведут себя, когда выполняют задания на креативность и критическое мышление. В этой части теста ребята попадают на праздник в «городе монстров». Придумывают и создают образы монстров для рекламного плаката. А потом, как настоящие детективы, собирают фоторобот «злодея» по описаниям свидетелей.
Ученый проанализировал действия участников, разбив процесс выполнения заданий на отдельные шаги. Чтобы все это обработать и сопоставить, использовал программирование на языке R.
Сначала сравнил школьников с разным уровнем креативности и заметил любопытные различия. Ребята с высокой креативностью часто меняли детали в своих решениях: добавляли или убирали элементы, меняли цвета. А менее креативные чаще обращались к справочным материалам.
Потом посмотрел, как дети справляются с задачами на творчество и логику, и выяснил, чем именно различаются стратегии решения. В креативных заданиях дети чаще удаляли или комбинировали элементы. А в логических — добавляли детали, связанные с информацией из условия.
Исходя из этих наблюдений, Сергей Тарасов делает выводы о возможностях использования такого рода данных в тестировании. Он отмечает важность валидизации инструментов измерения и расширения обратной связи по результатам тестирования.
Исследование было сосредоточено на том, как дети ведут себя, когда выполняют задания на креативность и критическое мышление. В этой части теста ребята попадают на праздник в «городе монстров». Придумывают и создают образы монстров для рекламного плаката. А потом, как настоящие детективы, собирают фоторобот «злодея» по описаниям свидетелей.
Ученый проанализировал действия участников, разбив процесс выполнения заданий на отдельные шаги. Чтобы все это обработать и сопоставить, использовал программирование на языке R.
Сначала сравнил школьников с разным уровнем креативности и заметил любопытные различия. Ребята с высокой креативностью часто меняли детали в своих решениях: добавляли или убирали элементы, меняли цвета. А менее креативные чаще обращались к справочным материалам.
Потом посмотрел, как дети справляются с задачами на творчество и логику, и выяснил, чем именно различаются стратегии решения. В креативных заданиях дети чаще удаляли или комбинировали элементы. А в логических — добавляли детали, связанные с информацией из условия.
Исходя из этих наблюдений, Сергей Тарасов делает выводы о возможностях использования такого рода данных в тестировании. Он отмечает важность валидизации инструментов измерения и расширения обратной связи по результатам тестирования.
Подробнее
Тарасов Сергей Владимирович
Центр психометрики и измерений в образовании: Заместитель директора центра