• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Новый электронный порядок

Идет вторая неделя дистанционного обучения в российских школах. Большинству регионов удалось преодолеть наиболее сложные ситуации, когда платформа дистанционного обучения «висла» весь день. Удалось нарастить мощности сети. Реализуются варианты использования региональных платформ муниципалитетами по графику. Обзор включает произошедшие изменения и практики регионов, которые помогают выходить из непростой ситуации, связанной с пандемией.

Новый электронный порядок

© BTA

Министерство просвещения выпустило ряд полезных рекомендаций, но важно помнить, что основную ответственность за развитие ситуации несут регионы и муниципалитеты. Как показывает анализ Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского, который провели Екатерина Половинкина, Надежда Бысик и Сергей Косарецкий, именно от активности и решительности региональных руководителей зависит успех в сохранении образовательного процесса.

Цифровой разрыв грозит неравенством

Территории имеют разные возможности для обучения через Интернет. И это, конечно, создает очевидные риски неравенства.Нужно находить возможности для включения в процесс обучения детей, проживающих в территориях с отсутствием или плохим качеством интернета.
В Амурской области, например, тетради сдают через «бесконтактные обменные пункты» при школе. В сельских школах Дагестана учебный материал предлагается на флешках. В Алтайском крае выполненные работы и новые задания передают родители. Ученикам коррекционных школ в Башкирии, у которых нет возможности онлайн-уроков, задания передают в бумажном виде три раза в неделю. В Сургутском районе ХМАО дети из семей коренных малочисленных народов Севера, живущие на стойбищах, общаются с учителями по телефону через мессенджеры и учат уроки по учебникам. В интернатах ЯНАО организовано дистанционное обучение детей, которые остались на карантине и не вернулись домой. Все больше регионов организуют трансляции уроков по местному телевидению, в их число вошли Республика Крым, Краснодарский край, Пензенская область. Организация обучения детей с низкой мотивацией, социально обусловленными рисками неуспешности – эта задача стала труднее. Но интересно, что есть оптимистичные сигналы – для части детей индивидуальная работа, новые возможности цифровых сервисов, ослабление традиционных дисциплинарных требований и вовлеченность семей (конечно, не всех) повысили вовлеченность.

Учителю и ученику находят электронное место

Во многих регионах, например, в Московской области завершена работа по обустройству рабочего места учителя дома с использованием школьного оборудования. Повсеместно дифференцируют обучение по группам: с одними проводят полноценные онлайн-уроки, другим дают задания на платформах, с третьими общение происходит через записанные и розданные на флешках материалы, а с четвертыми работают в традиционной очно-заочной форме по учебникам с выполнением заданий в тетрадях. Устойчивое общение строится посредством соцсетей и мессенджеров, смс и телефонных звонков. Для классов одной параллели нередко проводится единый онлайн-урок.

Во многих регионах, чтобы избежать перегрузки, количество уроков сокращают, увеличивая долю самостоятельной работы. В Калужской области в целях снижения нагрузки электронный журнал изменено «расписание звонков» на дистанте: с утра занимаются старшеклассники, затем ученики средней школы, а с 14:00 – начальные классы.

Волонтеры спешат на помощь

Учащимся и педагогам закупают технические средства. В Еврейской автономной области закупили 224 компьютера для семей с низким достатком. Устанавливать технику и работать на ней помогают студенты старших курсов Приамурского университета им. Шолом-Алейхема. Ярославский педагогический университет запустил проект «Волонтеры Просвещения»: студенты учат школьных учителей работать с ИКТ.

Ярко и позитивно проявили себя ресурсы горизонтального сотрудничества. Калужская область ввела систему поддержки учителей так называемыми цифровыми волонтерами: участники программы «Учитель для России» проводят консультации по организации дистанционного обучения для коллег-учителей. В Алтайском крае Ассоциация молодых педагогов разместила на своем сайте обучающие ролики по работе с программами и сервисами, в Калининградской области на сайте ИРО директора школ ведут вебинары. Похоже, что этот опыт изменит традиционную модель профессионального развития.

Коммуникации на фоне стресса

Растет напряжение родителей на фоне стресса. Проблемы организации надежной связи, регулирования вовлеченности ребенка и необходимость участвовать в обучении (многие родители фактически присутствуют на онлайн-уроках вместе с педагогами). Все это накладывается на сложное эмоциональное состояние, вызванное самоизоляцией и другими факторами. Принципиально важными становятся организация информирования и коммуникация.

Значительная часть регионов создала горячие линии. В Алтайском крае фактически выстроили вертикаль от чата учеников и родителей, до чата учителей, директоров, управлений образования. В Калининградской области сделали ставку на классных руководителей, которые находятся на постоянной связи с родителями. За дополнительную нагрузку они получают надбавку.

Беспокойство семей вызывает эффекты

Все более отчётливой становится беспокойство семей относительно текущих оценок и аттестации ребенка. Некоторые регионы дали рекомендации не ставить отрицательных отметок, пока дети привыкают к новому формату обучения. В Пензенской области выставят годовые отметки по итогам первого полугодия с возможностью улучшить результат дистанционно, а у выпускников сделают упор на обязательные предметы – русский язык и математику.

В педагогическом сообществе оформляется понимание того, что критически важная сейчас задача – сохранить семейные и детско-взрослые отношения. Эффективный ответ на новый вызов может иметь стратегические эффекты: усиление вовлеченности родителей, рост их компетентности, выстраивание новой модели взаимодействия в образовательном процессе между школой, семьей и ребенком.

Между свободой и регламентом

В условиях доступности Интернета, компьютера и бесперебойной работы платформ большинство учителей вполне успешно использует современные сервисы, а вот, когда такого доступа нет, или они отличается у разных групп детей, возникают проблемы обеспечения максимальной вовлеченности детей и координации учебного процесса.

Много вопросов вызывал перевод в дистанционный формат физкультуры. Часть учителей нашли выход в преподавании теоретической части предмета, другие проводят занятия в Zoom, третьи просят учеников присылать видео их зарядки.

В условиях отсутствия регламентов организации дистанционного обучения, требований к дистанционному расписанию и уроку мнения директоров и учителей разделились: большая часть выражает беспокойство и формулирует к федеральному уровню запрос на формирование четких «правил игры», меньшая с удовлетворением использует возникший вакуум регулирования и возросшую степень свободы.

Все больше педагогов сталкиваются с проблемами кибербезопасности, особенно при использовании сервиса ZOOM (так называемый «зумбомбинг») – появление непристойных записей, оскорблений в чате или трансляций в эфире. С аналогичным и проблемами сталкиваются учителя во всем мире. Ряд стран пошел по пути запрещения использования данного сервиса.
Саратовским школам рекомендовали отказаться от платформы после неприятного инцидента.

Из многих регионов от директоров и учителей поступают сигналы о выросшем объеме отчетной нагрузки. Мониторинги и запросы, как обычно, приходят раньше поддержки и помощи. Однако ряд регионов отмечает и позитивные эффекты новых осуществления управления: формирование системы оперативной безбумажной связи на всех уровнях управления, позволяющей быстро проводить обсуждения и согласования.

ДПО выбирает соцсети

Ускорился переход на дистанционное обучение организаций дополнительного образования. Здесь заметно меньше крупных специализированных платформ (например, ГлобалЛаб). Для прямых эфиров и видеоуроков чаще используют социальные сети, youtube, ZOOM, скайп, Instagram. Проводятся мастер-классы, марафоны онлайн, происходит обмен материалами и заданиями по электронной почте. В части регионов эта работа успешно координируется. Так в Краснодарском крае заранее была подготовлена вся необходимая нормативная документация и методические рекомендации, составлены реестры программ, проводятся сопровождающие видеоконференции с директорами.

Разрешение Министерства просвещения принимать решение о досрочном завершении регионы используют пока в единичных случаях. Так, управление образования Хабаровска объявило о поэтапном уходе на летние каникулы с текущей недели.

Некоторые регионы в непростых условиях находят возможность для перспективного планирования. Так в Калининградской области началось планирование организации летних пришкольных лагерей для учащихся 1-6 классов. 

 


Для подготовки обзора использованы материалы интервью с представителями органов управления образованием субъектов Российской Федерации, материалы СМИ: Фонтанка.ру, Российская газета, ПензаИнформ, Амурская правда, ТАСС (2), Пенза-Взгляд, Оka.FM, Сетевое издание “Навигатор образования”, Сетевое издание “МК в Калуге”, ГТРК “Башкортостан”, Сиб.FM, РЕГНУМ, РИАТомск, РИАДагестан, ТВ-Самара, Учительская газета, SiaPress, MariMedia, nakanune.ru, kluch.media, riapo.ru, barnaul.org, vremyan.ru, tvk6.ru, ngnovoros.ru, sovsakh.ru, kommersant.ru, tsn24.ru, а также публикации в соцсетях и интервью. Сетевое издание «Все новости Новосибирской области», информационно-аналитический портал SIAPRESS.RU, публикаций в социальных сетях