Ущерб от ковида снизит «внешколка»
Открывая круглый стол, научный руководитель Инобра Исак Фрумин заявил, что общее прошлое все еще влияет на настоящее суверенных государств. Несмотря на то, что образовательные системы постсоветских стран вот уже несколько десятилетий развиваются отдельно, они по-прежнему во многом похожи – это поможет искать решения проблем сообща. Кстати, одной из таких общих черт оказалась высокая доля участия государства во внешкольных программах. В условиях пандемии это практически спасло отрасль: организации не закрылись, а педагоги продолжали получать зарплату. В отличие от США, Европы, Африки, где «внешколка» пережила серьезный кризис: подробнее об этом можно прочитать в исследованиях Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского, посвященных российскому и зарубежному опыту.
Специфика внешкольного образования такова, что переход в дистант дался ему гораздо тяжелее, чем «основной» школе. Подавляющее большинство программ связаны с искусством и спортом, их труднее перенести в онлайн. Больше возрастных педагогов (еще одна общая постсоветская традиция), а главное – в экстренной ситуации все усилия государств были направлены на спасение школы. До внешкольных программ часто просто не доходили руки.
Тем не менее, именно в этом секторе спикеры увидели новые перспективы. Харри Патринос обратил внимание, что как раз внешкольные программы помогут «вытащить» тех детей, которые наиболее пострадали от пандемии. Тема образовательного ущерба от COVID-19 – одна из главных в совместных исследованиях Инобра и Всемирного банка, эксперты уже выступали с прогнозами и подсчетами урона. Одна из важных мер, которая позволит снизить ущерб – повышение мотивации «пострадавших» детей к учебе. По мнению Харри Патриноса, поднять ее может как раз внешкольный сектор: именно здесь дети «занимаются тем, что им нравится». Педагоги могут воспользоваться этим, чтобы помочь им восполнить пробелы, тем более в ситуации, если школы опять окажутся закрыты.
«Внешкольное образование играет существенную роль в развитии личностных качеств ребёнка, в формировании у него базовых навыков коммуникации и принятия решения. Оно, безусловно, оказывает воздействие и на психическое здоровье и общий уровень благополучия. Именно поэтому в наших дискуссиях мы должны не только говорить о форматах, политиках и охвате, но уделять особое внимание вопросам качества и оценки качества», — подчеркнул в своем выступлении Гил Ноам — профессор Гарвардского университета, сопредседатель международной исследовательской сети по вопросам внешкольного образования (WERA-IRN Extended Education).
На круглом столе выступили представители Латвии, Беларуси, Украины, Молдовы, России, Грузии, Казахстана, Азербайджана и Киргизии. Они рассказали о своем опыте налаживания дистанта. Помимо уже традиционного для всего образования круга проблем – неготовность программ, отсутствие гаджетов в семьях, дефициты педагогов и плохой интернет, – говорили и о плюсах. Оказалось, что именно во «внешколке» онлайн дает резкий рост вовлеченности: тысячам детей открылась возможность заняться тем, что им интересно, но «живьем» по каким-то причинам не удавалось ходить в кружок или секцию. Тем более, в онлайне можно заниматься у педагога из другого города или даже страны.
Участники круглого стола договорились подготовить банк практик: это ценно, потому что именно во внешкольной сфере есть дефицит кейсов, который отмечают коллеги из многих стран.
Мы увидели большой интерес к нашему проекту по изучению внешкольного образования в постсоветских странах, открытость наших партнеров, и продолжим обсуждать шаги и подходы на следующих круглых столах
Иванов Иван Юрьевич
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Аналитик
Косарецкий Сергей Геннадьевич
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Директор центра
Косарецкий Сергей Геннадьевич
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Директор центра