Свет мой, зеркальце, скажи
Ковид внес коррективы. Так, например, сотрудники Центра психометрики и измерений в образовании и их коллеги тестировали младших школьников дистанционно. Проверяли навыки чтения у девятисот детей из русскоязычных школ Алматы. Как рассказывает Инна Антипкина, научный сотрудник центра, оценивать качество чтения онлайн пришлось впервые – на ходу решали многие незнакомые прежде задачи. Например, надо было организовать исследование так, чтобы члены семьи не могли подсказывать детям. Алматинские учителя не только получили данные, но и прошли семинары по новым методикам обучения смысловому чтению.
Также психометрики тестировали студентов старших курсов педвузов – изучали их психологическую готовности к работе в школе. Для этого была разработана специальная теоретическая модель, основанная на нескольких методиках диагностики, и обоснована методика построения индекса психологической готовности. Тест студенты проходили со своих смартфонов или компьютеров и могли сами выбрать язык – казахский или русский. В исследовании участвовали более тысячи человек.
Специалисты Инобра предложили университету Абая, как отладить механизмы управления качеством образования в вузах. Для этого исследовали практики управления десяти российских и казахских университетов, составили гайд для интервью сотрудников. Также лаборатория образовательного права предложила КазНПУ создать аналогичную структуру.
В рамках проекта «Стартовое неравенство людей с инвалидностью и условия обучения в вузе» российские и казахскими эксперты выясняли, какие барьеры есть на пути инвалидов к высшему образованию в Казахстане. В основе этого проекта лежали интервью самих студентов с ограниченными возможностями здоровья. Они позволили проанализировать ситуацию и дать практические советы.
«Предметом нашего исследования стал сам университет имени Абая, – рассказал Иван Карлов, руководитель проекта «Целевые и рамочные модели цифровой трансформации вузов». – Мы помогали коллегам проверить, насколько их концепция цифровизации отвечает международным трендам. Совместно разработали дорожную карту цифровой трансформации вуза, а также запустили два ключевых проекта, связанных с информационной безопасностью и облачной средой вуза. Продолжим эту работу и в новом году, но уже с упором на то, как должна трансформироваться инфраструктура вуза с учетом уроков 2020-го».
По словам научного руководителя Института образования Исака Фрумина, проект «зеркальных лабораторий» интересен тем, что системы образования двух стран похожи. Инобр помогает казахским исследователям «применять инструменты, которые доказали свою валидность в России – например, в оценке метанавыков», а коллеги из университета Абая «привносят в исследования понимание национального контекста и интересные идеи».
Такой формат используется впервые и может быть интересен всей Вышке, считает Сергей Лесовой, директор Центра координации проектов Инобра: «Мы выбрали новую форму взаимодействия с партнерами – через научное руководство выполнением научно-исследовательских работ: это впервые применяется в практике ВШЭ. Это передовое и очень эффективное, как показала практика, взаимодействие, наш эксперимент, который, к счастью, удался».
Антипкина Инна Вениаминовна
Центр психометрики и измерений в образовании: Научный сотрудник
Карлов Иван Александрович
Лаборатория цифровой трансформации образования: Заведующий лабораторией
Лесовой Сергей Федорович
Центр координации проектов: Директор центра