• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Куда приводит вай-фай

Пока большинство учится из дома, про «цифру» в самой школе вспоминают не так часто. Так ли важно, чем оборудованы классы и проведен ли wi-fi, если всё это почти не используют? Но рано или поздно все вернутся в школьное здание. Эксперты Инобра изучили, что происходит с цифровой средой школы, и сделали вывод – она меняется недостаточно быстро. Квалификацию директоров и учителей надо повышать по-другому, но главное – школе нужны помощь и ресурсы для цифровизации.

Куда приводит вай-фай

В мониторинге цифровой трансформации участвовали более тысячи управленцев из 334 школ – не только директора, но и те, кто отвечает непосредственно за внедрение новых технологий. Мониторинг проводился в августе-сентябре – в тот удачный момент, когда школы «вживую» начали учебный год. Его результаты проанализировали эксперты Лаборатории цифровой трансформации образования и Центра общего и дополнительного образования имени Пинского.

Выяснилось, что многие технологии используются «наполовину». Например, Wi-Fi: он есть в подавляющем большинстве школ, попавших в исследование (82%), и администраторы, как правило, удовлетворены его качеством. Вот только он – не для всех. В 60% школ сеть доступна только персоналу, к ней не могут подключаться ни ученики, ни, тем более, родители или гости. «Это же образ жизни, не очень понятно, почему он игнорируется в школах. И, учитывая, что интернет-контент проходит в школе фильтрацию, логично было бы, чтобы школьники пользовались именно защищённым Wi-Fi», – недоумевает Дмитрий Ковалевский, эксперт Лаборатории цифровой трансформации образования.

Использование личных устройств на уроке, как правило, регулируется учителем. Лишь в 7% школ почти все учителя и ученики активно работали со смартфонами на уроке. Эксперты считают, что нужно обучать педагогов тому, как можно использовать устройства для целей урока.

В обучении цифровым технологиям нуждаются и директора, и чиновники управлений образованием. Первые – потому что их квалификация быстро устаревает. Профильные курсы в последние три года проходила лишь половина управленцев, но и три года – слишком большой срок, в который «не угнаться» за изменениями. Учить цифровой трансформации нужно 100% директоров ежегодно. А чиновникам курсы необходимы, потому что они явно «отстают» даже от школы: большую часть отчетов «наверх» директора по-прежнему направляют на бумаге.

«Один из главных выводов исследования – в том, что у школы пока нет системной возможности заниматься своей цифровой трансформацией. Начиная от того, как устроена система оплаты труда учителей, которая практически не менялась со времен школы индустриальной эпохи, и в ней пока не заложены поощрения тем, кто внедряет «цифру». И заканчивая способами оценки качества образования, механизмами финансирования школы, которые тоже все еще не вполне учитывают необходимость цифровой трансформации», – говорит научный сотрудник Лаборатории цифровой трансформации образования Ирина Дворецкая.

Материалы исследования обобщены в докладе Ирины Дворецкой и Татьяны Мерцаловой «Российские школы через призму мониторинга цифровой трансформации образования», его можно прочитать здесь: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/408107267.pdf. По итогам первого среда исследования Дмитрий Ковалевский написал «Портрет администратора цифровой трансформации образования» для «Учительской газеты»: https://ug.ru/portret-administratora-czifrovoj-transformaczii-shkolnogo-obrazovaniya/