Человек, «цифра» и много онлайна
Про учёбу с детства и до зрелости
В этом году Инобр включился в национальный исследовательский проект, который объединил ученых из Вышки, РАНХиГС, МГИМО и Российской академии наук. Этот консорциум создало государство, чтобы наука помогла решить ключевые общественно-экономические проблемы России и улучшить качество жизни в стране. Проект, который получил название «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала», очень большой – в одной только Вышке в него вовлечены многие подразделения. Несколько центров и лабораторий Инобра занимаются одним из главных его направлений – «Занятость и формирование навыков и компетенций».
Аналитики и эксперты изучают, как можно измерять ключевые навыки и компетенции на разных уровнях – от детства до зрелого возраста, какие механизмы помогают их сформировать, и каковы в целом отдача, эффект от образования.
В проект включаются и Центр исследований современного детства, и сразу несколько подразделений, которые взглянут с этой точки зрения на школу и вузы, и Центр развития навыков и профессионального образования, который «курирует» тему непрерывного обучения на протяжении всей жизни. Подразделения Инобра будут принимать аспирантов на работу в рамках этих исследований.
Подробнее о задачах консорциума можно узнать здесь.
Про «цифру» в школе и вне школы
Сотрудников-аспирантов ждет Лаборатория цифровой трансформации образования. Среди ключевых тем, которые ей интересны – эффективность цифровых технологий в образовании, цифровизация в разных масштабах – от школы до региона, стратегии управления этим процессом. Также в лаборатории изучают, какие инновационные практики применяют педагоги с использованием новых технологий, как используют в обучении искусственный интеллект, адаптивные технологии, игровые техники.
«Нам интересно, как меняются образовательные организации, как можно увидеть и описать обновление школы, как помочь педагогическому коллективу в этой ситуации. Мы прогнозируем сценарии – как будет дальше развиваться «цифра» в образовании, собираем базу наиболее значимых исследований. Если вы не понаслышке знакомы с проблемами обновления образования в цифровой среде, готовы исследовать эти процессы, работать на русском и английском языке – мы ждем вас», – говорит профессор Инобра Александр Уваров.
Подробнее о работе лаборатории можно узнать здесь.
Про онлайн со Skyeng
Аспирантура Инобра и крупнейшая в России и Европе онлайн-школа приглашает аспирантов исследовать обучение в онлайне и работать на базовой кафедре Skyeng, недавно созданной в институте. Первые два стипендиата проекта уже определены – они получают дополнительную стипендию по 20 тысяч рублей в месяц и работают под началом не только научного руководителя Инобра, но и куратора из команды школы.
Для тех, кто включится в работу кафедры, открываются перспективы практик в Skyeng с возможностью дальнейшего заключения трудового контракта. Школа делится с аспирантами большими данными, на которыми можно выстроить исследование: это цифровые следы преподавателей и студентов, метрики, которые свидетельствуют об их поведении, стратегиях, мотивах.
Пять ключевых тем, интересных для исследований – влияние мотивации и вовлеченности на прогресс ученика, факторы образовательных достижений в онлайне, персонализация в дистанционном обучении, специфика выполнения домашних заданий и особенности работы учителя и ученика в онлайн-среде.
Подробности можно узнать здесь.
Про платформы с Учи.ру
Совместный исследовательский проект Инобра и одной из главных российских образовательных платформ также «нацелен» на онлайн-учебу. Начиная с этого года, комиссия будет выбирать четырех аспирантов, чьи исследования получат поддержку. Два уже определены в январе, следующая двойка будет названа по итогам текущего набора. Каждый аспирант, попавший в проект, получает от Учи.ру ежемесячную стипендию в размере 25 тысяч рублей в месяц, анонимизированные дата-сеты от платформы, на которой 8 миллионов пользователей (в основном, школьники), и поддержку от ее команды. Результаты исследований Учи.ру намерена внедрять в свои продукты – для начинающего исследователя это редкая возможность увидеть, как его идеи работают на практике.
Пять направлений, в развитии которых заинтересована комиссия: адаптивные технологии на основе машинного обучения, геймификация, методы измерения прогресса в онлайне, взаимодействие детей в цифровой среде, эффективность и факторы успешности онлайн-платформ.
Подробности можно узнать здесь.
Названными здесь проектами и темами возможности для аспирантов Инобра не исчерпываются. У института есть приоритетные направления исследований по специфике работы каждого центра – полный их список здесь. Чтобы поступить в аспирантскую школу по образованию, нужно определиться с направлением своего исследования, связаться с «профильным» центром и выбрать научного руководителя. Смотрите полный список требований. Если решились поступать – лучше не откладывать процедуры: они займут время, а прием документов заканчивается уже 12 марта. Лучше сразу связаться с директором аспирантуры Инобра Евгением Терентьевым: eterentev@hse.ru и проконсультироваться о дальнейших шагах.
Терентьев Евгений Андреевич
Аспирантская школа по образованию: академический директор