Учить так, чтобы тебя понимали
На курсе две вводные лекции – о том, как вообще применять в работе данные возрастных психологов, как сочетаются обучение и развитие на разных этапах жизни, – и восемь лекций по каждому возрасту: от младенчества до старости. В каждой из них – базовая навигация для тех, кто хочет узнать о работе с конкретным возрастом больше, и необходимый минимум инструментов.
Специфика познания у детей разных возрастов и взрослых отличается: свои закономерности развития, психологические особенности, формы деятельности. Мы с Катериной Поливановой разработали курс, опираясь не только на достижения возрастной психологии, но и на лайфхаки и запросы учителей-практиков – какие акценты в содержании уроков лучше сделать, какие подходы созвучны конкретному возрасту.
Полный спектр – как учить от пеленок до пожилого возраста – нужен не всем, но формат онлайн-курсов позволяет каждому собрать нужные лекции, как пазл. «Впрочем, педагогу, даже если он ведет занятия у одной возрастной группы, неплохо было бы знать про своих учеников, что было до и что будет после», – считает Алексей Обухов. По его словам, курс будет полезен даже не профессионалам – например, родителям, которые хотят активно развивать своих детей еще до школы.
Но основная аудитория – студенты педагогического профиля. Тем более, на многих факультетах он только дополняет основную специальность, условно, химика или физика, а специальных знаний по возрастной психологии там практически не дают. Идти работать в школу или вуз, стать коучем для взрослых или запускать свой образовательный проект – для всего этого нужно понять, как настроиться на конкретную аудиторию.
В Инобре этот онлайн-курс стал обязательным для магистратуры «Педагогическое образование», майнора «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху» для бакалавров и в перспективе программы «Доказательное развитие образования». Теперь студенты будут изучать возрастную психологию в формате перевернутого класса, то есть слушать лекции отдельно, а на занятиях задавать «прицельные» вопросы лекторам. Предполагается, что курс включат в свои программы и другие факультеты Вышки, выпускники которых могут работать предметниками.
Учителю курс поможет разобрать свой опыт. Практические задания строятся и на рефлексии, когда педагог анализирует, какие приемы работали, а какие нет в его классе, и на исследовании: наблюдает за детьми, изучает то, как они воспринимают его уроки. На онлайн-курсах практика построена на взаимной проверке: слушатели разбирают работы друг друга, получив для этого подробные инструкции и критерии. А также к каждому фрагменту лекции даны практические задачи, которые слушатели могут выполнять по своему интересу.
Пройти курс бесплатно может любой желающий – платный только сертификат, но и он вполне бюджетный – меньше 2000 рублей. Площадка «Открытое образование» создана восьмью ведущими российскими вузами, включая Вышку, все курсы на ней бесплатны и без формальных требований к базовому уровню образования.
Подробнее о курсе: https://openedu.ru/course/hse/edpsy/
Обухов Алексей Сергеевич
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Ведущий эксперт
Поливанова Катерина Николаевна
Центр исследований современного детства: Научный руководитель
Обухов Алексей Сергеевич
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Ведущий эксперт