• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Якутские бриллианты» для образования

В мегаполисах и небольших селах, в центральных и отдаленных регионах возможности у детей разные. Это неравенство подтверждено многими исследованиями: и по качеству образования, и по шансам для выпускников. В Хангаласском улусе Якутии выработаны и уже применяются три практики, которые помогают школам района вместе улучшать качество образования и таким образом повышать шансы выпускников. Они стали частью большого проекта социального воздействия, в котором участвует Инобр. О том, как работают эти практики, сотрудники института и якутские учителя рассказали на форуме «Стань выше с Вышкой!».

«Якутские бриллианты» для образования

«Школы роста» – делаем booster для  школьников и учителей

У плохой учебы могут быть разные причины. В том числе, пробелы в базовых предметах: это может стать началом проблем в изучении и остальных предметов, отсюда стресс и нежелание учиться. 

«Одно из решений – «Школы роста», которые Инобр и учителя улуса запустили в прошлом году», – рассказывает Ростислав Горбовский, аналитик Центра общего и дополнительного образования им. Пинского и административный директор проекта. Учеников объединяют в группы для интенсивов по русскому языку и математике: в осенней сессии участвовали 300 подростков из всех школ района, вскоре стартует и весенняя. А для учителей подготовили специальные курсы повышения квалификации. Здесь учат привлекать внимание тех, кто не слишком готов учиться, находить особое объяснение сложного материала. А все методические разработки собираются в облако и доступны всем учителям района.

«В первый год проекта мы провели очные «Школы роста», а потом, в связи с пандемией, пришлось уйти в онлайн целиком. Мы увидели, что такие интенсивы полезны, не только по результатам, но и сами ребята в анкетах обратной связи говорят об этом – рассказала Надежда Ахменова, и.о. заместителя руководителя Хангаласского районного управления образования.

Видеозапись мастер-класса по «Школам роста» здесь.

 

«Lesson Study» – учимся проектировать уроки

Причинами разного качества учебы могут быть пробелы в разных областях знаний – не обязательно по тому предмету, по которому ученик не успевает. И чтобы увидеть эти пробелы, часто нужны усилия нескольких разных предметников. Для того, чтобы понимать причины и выбирать действенные методы, в школах улуса развивается технология коллективного планирования уроков Lesson Study – команда учителей вместе планирует и анализирует уроки. Работать в таком режиме они учатся на курсах под руководством эксперта Инобра Елены Климовой. В этом году семь учителей из Покровской школы сами стали кураторами для новичков и амбассадорами lesson study.

Например, когда в одном из классов начались неудачи на уроках информатики, учителя методом исследования уроков установили, что проблема в низком уровне функционального чтения: дети неправильно понимали задание. И все, кто работает с этим классом, перестроили свои уроки так, чтобы включить «тренировку» элементов функционального чтения.   

На форуме команды разных школ рассказали, как они организовали у себя технологию коллективного планирования, показали, как разрабатывают планы уроков. Пять школ – пять разных вариантов со своей спецификой: передовая школа из райцентра, малокомплектные из сел, резильентные – работающие в суровых условиях, нетиповая школа с федеральным статусом.

Видеозапись мастер-класса по Lesson Study здесь.


«Родительский университет» – строим траектории обучения детей 

У «Родительского университета» в улусе несколько форматов работы: консультации для семей, которые хотят помочь детям учиться лучше и вебинары и мастер-классы для учителей. Программу предложили эксперты Центра исследований современного детства Инобра, которые реализуют направление «Наша школа» в большом проекте социального воздействия. Все мероприятия университета сфокусированы на запросы от родителей и учителей улуса. Главный из них - организация сотрудничества. Поэтому  школьные команды, которые состоят из учителей и активных родителей, учат, прежде всего, взаимодействию.

Семьи учат понимать свою стратегию в образовании: к чему стремится сам ребенок, какие есть возможности вокруг, причем школа – совсем не единственная возможность. Нередко не очевидно, что и семья – тоже ресурс для благополучного старта... Учатся в рамках «Родительского университета» и  учителя, и классные руководители: осваивают методы работы с семьями, создают такие учебные мероприятия, которые бы вовлекали разные группы, в том числе и тех, кто не интересуется учебой детей.

«На конференции мы вместе с Марией Озеровой, директором проектов исследовательской компании SREdA, показали, в каком контексте работали в Якутии, какие запросы у родителей, какие проблемы замечают сами педагоги. Спикеры, которые выступали на мастер-классах, представляли разные школы улуса – городские, сельские, малокомплектные, соответственно, и родители там разные. Представители шести школьных команд показали, как работать в разных контекстах. И не только «включать», вовлекать родителей, но организовывать образовательные мероприятия с пользой: повышать учебную мотивацию, читательскую грамотность», – рассказала Кристина Любицкая, научный сотрудник Центра исследований современного детства и соруководитель проекта.     

Видеозапись мастер-класса по «Родительскому университету» здесь.  


Узнать о «Родительском университете» больше, скачать буклеты и посмотреть вебинары можно здесь.

Страница проекта «Улучшение качества обучения в школах Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)» здесь