«Учим много, но, возможно, не тому»
Может сфера образования напрямую повлиять на рост экономики, благосостояние населения и качество жизни? Ответ экспертов – да. О том, что это не абстракция, говорят результаты исследований Института образования: изменения в сфере высшего образования могут сказаться на экономических результатах России уже в 2022-23 годах, а модернизация старшей ступени средней школы – в 2025-27 годах.
Новый взгляд на теорию человеческого капитала и проблему роста в 21 веке, а также вытекающие из него практические рекомендации для образовательной политики страны – выдвинуты и обоснованы в книге «Как сделать образование двигателем социально-экономического развития?», которая вышла из печати в издательстве Высшей школы экономики под редакцией Ярослава Кузьминова, Исака Фрумина и Павла Сорокина.
Это издание стало одной из восьми «Белых книг», подготовленных Институтом образования НИУ ВШЭ (серия «Российское образование: достижения, вызовы, перспективы»). Серия представляет собой детальный и независимый анализ того, что происходит в каждом из сегментов российского образования, какие тенденции, проблемы и «точки роста» видят эксперты на всем образовательном «пути» от детского сада до вуза и образования взрослых.
Каждая из «Белых книг» не имеет аналогов по широте охвата, масштабам задач и объемам проанализированных данных в своем сегменте. Новизна авторского подхода проявилась еще и в том, что обычно эксперты отталкиваются от проблем, которые есть в сфере образования или от задачи подготовки кадров для той или иной сферы экономики. Здесь же для большой группы аналитиков отправной точкой стала потребность в изменении вклада образования в общественное развитие.
Развитие человеческого капитала, ускорение экономического роста, укрепление социальной устойчивости, укрепление глобального позиционирования России: для ответа на каждый из этих вызовов изменения в образовании не только могут стать движущей силой, но и должны это сделать, потому что здесь нет альтернатив. В основу книги легли дискуссии с участием сотен экспертов, обсуждение национальных идей, предложенных президентом России и осознание того, что мир стоит на пороге глобальных преобразований.
В течение 10 лет исчезнут, как минимум, 15% существующих профессий, система подготовки кадров должна перестроиться под решение новых задач, а национальная конкурентоспособность во многом зависит от социальной мобильности и технологической модернизации. Чтобы отвечать этим вызовам, должны меняться даже те направления в образовании, которые сегодня выглядят вполне благополучными. Тем более, высокие показатели России с точки зрения охвата образованием (4 место в мире по данным исследования Всемирного Экономического Форума, 2017) мало сочетаются с использованием полученных навыков в трудовой деятельности (42 место) и низкой доступностью высоко квалифицированных работников (89 место). То есть формально высокий уровень образования слабо влияет на экономику и не конвертируется в благополучие людей.
Мы учим много, но, возможно, не тому, что необходимо для продуктивной деятельности, – заявлено во вступительном слове авторов книги «Как сделать образование двигателем социально-экономического развития?».
В книге эксперты говорят не только о причинах подобных диспропорций, но и о путях решения проблемы. Книга состоит из двух частей – аналитической и программной. В первой отслеживаются изменения, произошедшие в образовании за 20 лет (причем, отмечается, что задачи, которые ставились перед этой сферой в 2000 году, в целом решены, благодаря чему Россия и добилась высокого уровня охвата формальным образованием). Барьерами здесь стали технологическое отставание образовательной системы, архаичность инфраструктуры, низкая ориентированность на инновации, социальную мобильность, пассивность общества и бизнеса в развитии образования. В программной части эксперты говорят о возможных путях трансформации российского образования до 2030 года и анализируют национальные проекты через призму 12 направлений развития образования, сформулированных в докладе «12 решений для нового образования» (2018).
Авторы и составители книги подчеркивают, что ее выход означает лишь начало общей дискуссии. «Белые книги» ВШЭ призваны оказать влияние на долгосрочную стратегию государства в развитии экономики и социальной сферы.