• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Учим много, но, возможно, не тому»

Эксперты предложили стратегию, как сделать образование двигателем развития страны.

«Учим много, но, возможно, не тому»

Может сфера образования напрямую повлиять на рост экономики, благосостояние населения и качество жизни? Ответ экспертов – да. О том, что это не абстракция, говорят результаты исследований Института образования: изменения в сфере высшего образования могут сказаться на экономических результатах России уже в 2022-23 годах, а модернизация старшей ступени средней школы – в 2025-27 годах. 

Новый взгляд на теорию человеческого капитала и проблему роста в 21 веке, а также вытекающие из него практические рекомендации для образовательной политики страны – выдвинуты и обоснованы в книге «Как сделать образование двигателем социально-экономического развития?», которая вышла из печати в издательстве Высшей школы экономики под редакцией Ярослава Кузьминова, Исака Фрумина и Павла Сорокина.

Это издание стало одной из восьми «Белых книг», подготовленных Институтом образования НИУ ВШЭ (серия «Российское образование: достижения, вызовы, перспективы»). Серия представляет собой детальный и независимый анализ того, что происходит в каждом из сегментов российского образования, какие тенденции, проблемы и «точки роста» видят эксперты на всем образовательном «пути» от детского сада до вуза и образования взрослых.

Каждая из «Белых книг» не имеет аналогов по широте охвата, масштабам задач и объемам проанализированных данных в своем сегменте. Новизна авторского подхода проявилась еще и в том, что обычно эксперты отталкиваются от проблем, которые есть в сфере образования или от задачи подготовки кадров для той или иной сферы экономики. Здесь же для большой группы аналитиков отправной точкой стала потребность в изменении вклада образования в общественное развитие.

Развитие человеческого капитала, ускорение экономического роста, укрепление социальной устойчивости, укрепление глобального позиционирования России: для ответа на каждый из этих вызовов изменения в образовании не только могут стать движущей силой, но и должны это сделать, потому что здесь нет альтернатив. В основу книги легли дискуссии с участием сотен экспертов, обсуждение национальных идей, предложенных президентом России и осознание того, что мир стоит на пороге глобальных преобразований.

В течение 10 лет исчезнут, как минимум, 15% существующих профессий, система подготовки кадров должна перестроиться под решение новых задач, а национальная конкурентоспособность во многом зависит от социальной мобильности и технологической модернизации. Чтобы отвечать этим вызовам, должны меняться даже те направления в образовании, которые сегодня выглядят вполне благополучными. Тем более, высокие показатели России с точки зрения охвата образованием (4 место в мире по данным исследования Всемирного Экономического Форума, 2017) мало сочетаются с использованием полученных навыков в трудовой деятельности (42 место) и низкой доступностью высоко квалифицированных работников (89 место). То есть формально высокий уровень образования слабо влияет на экономику и не конвертируется в благополучие людей.

 

 Мы учим много, но, возможно, не тому, что необходимо для продуктивной деятельности, – заявлено во вступительном слове авторов книги «Как сделать образование двигателем социально-экономического развития?».

 В книге эксперты говорят не только о причинах подобных диспропорций, но и о путях решения проблемы. Книга состоит из двух частей – аналитической и программной. В первой отслеживаются изменения, произошедшие в образовании за 20 лет (причем, отмечается, что задачи, которые ставились перед этой сферой в 2000 году, в целом решены, благодаря чему Россия и добилась высокого уровня охвата формальным образованием). Барьерами здесь стали технологическое отставание образовательной системы, архаичность инфраструктуры, низкая ориентированность на инновации, социальную мобильность, пассивность общества и бизнеса в развитии образования. В программной части эксперты говорят о возможных путях трансформации российского образования до 2030 года и анализируют национальные проекты через призму 12 направлений развития образования, сформулированных в докладе «12 решений для нового образования» (2018).

Авторы и составители книги подчеркивают, что ее выход означает лишь начало общей дискуссии. «Белые книги» ВШЭ призваны оказать влияние на долгосрочную стратегию государства в развитии экономики и социальной сферы.