«Нельзя просто переложить в онлайн традиционные формы обучения»
Массовые открытые онлайн-курсы (МООК)
С 2012 года увеличивается количество онлайн-курсов, представленных на разных платформах, также число слушателей стабильно растет, к 2019 году оно достигло 110 млн человек.
По собранным данным, в России наблюдается такая же тенденция, как и в других странах – на курсы регистрируются граждане, у которых уже есть высшее образование и работа.
Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) имеют широкий охват и способствуют укреплению бренда университета. Например, именно благодаря университетским МООК 46% слушателей услышали впервые о Томском государственном университете, об одном из старейших и ведущих университетов России.
Обзоры зарубежных и российских исследований показывают, что есть определенная неготовность системы к внедрению онлайн-курсов. Сами администраторы еще не готовы к тому, чтобы использовать онлайн-курсы в учебном процессе, а преподаватели не доверяют результатам, которые получают слушатели по результатам обучения онлайн. К тому же, интеграция онлайн-курсов ассоциируется у преподавателей с профессиональными рисками – люди просто боятся быть уволенными.
Онлайн-степени
Очень многие эксперты начали называть 2018 год годом нового подъема МООК, потому что появился новый формат интеграции этих курсов в учебную деятельность вузов. Сейчас насчитывается около 50 программ с онлайн-степенью.
Возникает вопрос, а если массовые открытые онлайн-курсы (МООК) не являются «подрывной инновацией», которая может полностью изменить ландшафт в системе высшего образования, то что же тогда они из себя представляют? Делается вывод, что, возможно, МООК заняли свою нишу, и она связана с аутсорсингом онлайн-степеней, когда предоставляется онлайн-программа либо уровня бакалавриата, либо уровня магистратуры. Статистика демонстрирует рост таких программ.
В России уже тоже есть кейсы онлайн-степеней – это две магистерских программы от МФТИ, одна из них реализуется совместно с РАНХиГС, магистерская программа от Высшей школы экономики.
Онлайн-обучение – это инструмент решения задачи, а не само решение задачи. Например, возможно создание особых условий для студентов, которые перейдут после онлайн-курса обучаться в конкретный университет. А также это возможность создания адаптированной программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья, специальные предложения для иностранных студентов. Важно включать цифровые образовательные технологии в стратегию развития организации – не просто создать онлайн-курс, а разобрать, какие именно задачи он может решить для университета.
Презентация 1 (PDF, 744 Кб)
Презентация 2 (PDF, 583 Кб)
Центр социологии высшего образования
Необходимо создать такие условия, чтобы все стороны были заинтересованы в развитии онлайн-обучения
У нас не стоит вопрос использовать или нет онлайн-курсы, у нас задана внешняя рамка в виде национальных и федеральных проектов. Есть показатели, которых мы должны достичь к 2024 году, и без информационных технологий мы просто не сможем этого сделать.
Виола Ларионова
Заместитель проректора по образовательным технологиям Уральского федерального университета
Необходимо создать такие условия, чтобы все стороны были заинтересованы в развитии онлайн-обучения. Для этого были внедрены модели, иллюстрирующие интерес каждого участника, которые четко описывают нормативные базы, показывают финансовые механизмы, а также выгоды и экономию каждого участника – что получает автор курса, преподаватель, директор института.
Онлайн-технологии – затратная вещь, поэтому если раньше мы инвестировали и не видели возврата от вложений, то сейчас мы снижаем бремя: меньше инвестируем, при этом институты легче идут на то, чтобы соинвестировать в онлайн-курсы, так как понимают, для чего они нужны.
Исследования эффективности онлайн-обучения по глубине проникновения и замене традиционного образования не дают однозначного ответа. Самое главное – это педагогическая цель. Важно качество самих курсов: нельзя просто переложить в онлайн традиционные формы обучения, такие курсы однозначно хуже, чем традиционная форма. Технологии дают приращение только в том случае, если студент может потренироваться. Когда создана методическая система получения, закрепления информации и рефлексии за счет визуализации, развития интерактивных технологий и т.п.
Презентация (PDF, 1.63 Мб)
зам. проректора по образовательным технологиям Уральского федерального университета
Экономия – конечно, хорошо, но только там, где это можно использовать точечно
Только при появлении заказа на сетевое обучение от вуза-партнера мы разрабатываем курс. По нашему мнению, лучше делать онлайн-курс на привлеченные инвестиции, потом использовать его в своем образовательном процессе, чем сначала создать, а потом искать, кто его будет использовать.
За последние два года наш онлайн-курс начал применяться довольно активно внутри университета – сейчас чуть больше тысячи студентов проходят курсы взамен аудиторной нагрузки. С этим мы работаем очень аккуратно, экономия – это, конечно, хорошо, но только там, где это можно использовать точечно. Чаще всего – это краткие курсы для небольших аудиторий.
Открытие последнего года: оказывается, онлайн-курсы можно связать с исследованиями и разработками. R&D и основное и дополнительное образование довольно любопытно совмещают и дополняют друг друга.
Презентация (PDF, 799 Кб)
директор Института непрерывного образования СПбГЭУ «ЛЭТИ»
Сейчас по всему университету в процессе создания онлайн-курсов участвуют 600 преподавателей
Самое активное развитие началось с 2013 года, тогда мы стали внедрять онлайн-обучение, разрабатывать электронные курсы. Особенность внедрения была в том, что мы постарались переложить текущую деятельность преподавателя в онлайн-формат. Выстроили систему нормирования труда, в котором преподаватель создает электронные методические ресурсы, в том числе видеолекции, онлайн-контент, вебинары. Сейчас по всему университету в процессе создания онлайн-курсов участвуют 600 преподавателей с разной степенью вовлеченности.
С 2017 года Вятский государственный университет полностью перешел на расчет заработной платы преподавателей не по часам, а по трудоемкости дисциплин, связанных с количеством студентов. Нам удалось те средства, которые были вложены в разработку онлайн-курсов, «диверсифицировать» в существующих студентов, то есть они смогли учиться онлайн и сохранить очное сопровождение преподавателей.
Все могут начать учиться, но дойти до конца – значительно сложнее, мотивация должна быть достаточно сильной. Поэтому наша стратегия развития заключается в повышении качества онлайн-образования, при этом позиционировании университета в сфере онлайн-обучения.
Презентация (PDF, 1.57 Мб)
Александр Михеев
глава департамента электронного образования Вятского государственного университета
Возможно ли вообще обучать психологов таким опосредованным образом в цифровой среде
73% студентов Московского института психоанализа осваивают образовательные программы высшего образования в дистанционном формате. Культура онлайн-обучения главным образом отличается по контингенту студентов и по профессорско–преподавательскому составу. С введением дистанционного формата у нас резко увеличилось число студентов – от 105 в 2012 году до свыше 3800 человек в 2018 году.Преподавателям не хватает обратной связи от аудитории, потому что не все студенты имеют возможность выхода на онлайн-встречи из-за разницы часовых поясов.
Серьезные дискуссии разворачиваются по поводу того, возможно ли вообще обучать психологов таким опосредованным образом в цифровой среде. Преподаватели указывают на то, что есть дисциплины, которые просто невозможно реализовать на онлайн-платформе.
Направление онлайн-обучения является приоритетным, его курирует сам ректор, вкладываются все возможные ресурсы для развития онлайн-платформы. Студенты при входе проходят тестирование на когнитивные способности и психологические особенности. На платформе реализованы технологии для проектной работы, есть возможность проведения промежуточной аттестации в форме адаптивного тестирования, а также оценки видео-защит.
Презентация (PDF, 679 Кб)
первый проректор Московского института психоанализа
Решения о том, как должно развиваться онлайн-обучение – это политика вуза, потому что речь идет о конкурентоспособности университета в целом
Когда мы проводили опросы, мы узнали, что 30% тех, кто подписан на наши курсы на платформе Coursera, никогда ранее не слышали про Высшую школу экономики. Количество наших иностранных студентов регулярно растет примерно на 30-35% каждый год в течение трех лет, и 50% из них так или иначе смотрели наш онлайн-курс. Возможно, именно это повлияло на их выбор. Когда мы пишем курсы, наша цель – представить образовательную программу, научную школу или конкретного профессора, чтобы, посмотрев эти 10-12 лекций, студент захотел прийти.
Университет выбирает курсы ведущих профессоров зарубежных вузов или узкие нишевые курсы, когда мы не можем обеспечить присутствие этого ведущего профессора в нашем кампусе.
Среди наших целей – обеспечить вариативность и качество преподавания, в том числе прозрачность управления обучением, потому что аналитика цифрового следа много нам чего рассказывает, и, конечно, продвижение в международном образовательном сообществе.
Кулик Евгения Юрьевна
Директор по онлайн-обучению
На сегодняшний день у нас более 40 вузов-партнеров, для них мы регулярно проводим обучение, в рамках которого преподаватели-предметники обучаются как семинаристы, которые должны вести семинары в продолжение онлайн-лекций по нашим курсам. Автор курса работает с ними в течение пяти дней, рассказывая, какие конкретно задачи нужно решить после лекции, какие технические ошибки нужно отследить, на какие вопросы ответить, какие проекты провести.
Слушатели предпочитают набор коротких практико-ориентированных курсов. Самый популярный курс – data science, а по специализации – курс, который длится 3-5 недель.
Современная учебная среда предполагает совершение учебных действий, отслеживание своего прогресса, не чтение с экрана, а получение обратной связи на его действия. Развитие рекомендательных сервисов на базе аналитики цифрового следа студентов – это одна из те нденций, к которой мы движемся.
Полная версия семинара
Младший научный сотрудник Центра социологии высшего образования
Все новости автора
Научный сотрудник Центра социологии высшего образования
Все новости автора
Семенова Татьяна Вадимовна
Научный сотрудник Центра социологии высшего образования