«В России создаются особые условия для детей с ОВЗ и инофонов, а за рубежом придумывают способы участия детей с проблемами в обычной школьной жизни»
«По данным МВД РФ, на территорию Российской Федерации ежегодно въезжает более 1 млн детей-мигрантов. По экспертным оценкам, от 10 до 15% трудовых мигрантов привозят с собой детей. В основном это семьи, давно живущие в стране, имеющие стабильную работу, а также возможность снять квартиру или отдельную комнату», - такие сведения приводит редактор пособия, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Надежда Бысик.
Это, в частности, значит, что в школах только Москвы учится порядка 8% детей-инофонов. И педагоги, и исследователи образования отмечают, что дети-мигранты отличаются особым прилежанием, их родители ориентированы на дальнейшую жизнь в России, они стремятся устроить детей в лучшие, чем в их родных странах, школы. Нередко здесь детей ждет довольно сложный путь адаптации.
Самой серьезной проблемой остается обучение детей-мигрантов русскому языку. Именно знание языка определяет их будущую школьную успешность.
В большинстве же школ не готовы ни к обучению детей, не говорящих по-русски, ни к адаптации таких детей, большинство педагогов не владеют навыками работы в классе, где обучаются иноэтничные ученики. Как результат — дети-мигранты нередко зачисляются в класс не по возрасту и испытывают дополнительные психологические трудности рядом с младшими одноклассниками.
Проект «Социальная педагогика и интеграция» — это обмен опытом, ведь в Германии и Франции с проблемой социальной интеграции мигрантов знакомы не понаслышке.В рамках проекта состоялись две образовательных поездки в Германию и Францию, а в октябре 2019 года иностранные и российские эксперты принялиучастие во «Всероссийской выездной школе педагогов и директоров в Екатеринбурге». В итоге были сформулированы предложения по принципам и методикам работы с детьми-инофонами для социальных педагогов, школьных психологов ипрофессионалов системы образования России.
Коллеги за рубежом решают задачу интеграции с привлечением широкого круга специалистов из НКО. Во главу угла здесь ставят не количество мероприятий и число «вовлеченных», а решение проблемы конкретного ребенка. Социальные педагоги основной частью своей работы считают индивидуальные консультации с ребенком и его семьей.
Можно ли и в России переориентировать школьных психологов и социальных педагогов на индивидуальную работу с учениками? Специалисты из разных регионов страны делятся своим опытом внедрения эффективных практик: примерными дорожными картами мероприятий, образцами нормативных документов, дневниками индивидуального сопровождения.
Читать пособие «Навигатор для работы с детьми с опытом миграции»
Ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского
Все новости автора
Бысик Надежда Викторовна
Ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского