• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Когда систему «тряхнуло»

На заключительном вторничном семинаре, посвященном памяти Анатолия Пинского, эксперты Инобра подвели итоги года и по результатам своих исследований подготовили ответы на многие вопросы: как отреагировали дети, родители, педагоги и институты образования на пандемию, и как может измениться образовательная политика.

Этот год, наверное, один из самых сложных за последние десятилетия. Из-за пандемии рухнуло очень много барьеров, мы оказались в «прозрачном» мире, в котором удалось разглядеть проблемы и возможности образования. Важно извлечь позитивные уроки, не упустить то ценное, что все-таки состоялось. 

Ирина Всеволодовна Абанкина, ординарный профессор НИУ ВШЭ, главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании

Когда в середине марта стало понятно, что впервые за всю историю существования массовой школы национальная система образования должна прекратить действовать в ее традиционном классно-урочном формате, эксперты Института образования мобилизовались и начали исследовать, что происходило в образовании. 

Еще в 2002 году Анатолий Пинский, один из инициаторов Вторничного семинара, писал: «Нас просто еще не "тряхнуло". Растет ценность индивидуальности, а школы учат всех одинаково; лавинообразно растет ценность здоровья, а школа не укрепляет и вносит вклад в его ухудшение. Интернет взломал информационную закрытость мира и упразднил информационную монополию у школы для подростков, а школа по-прежнему трогательно считает себя самым главным источником информации и преследует детей за скачивание рефератов из Сети». 

Исак Давидович Фрумин, научный руководитель Института образования, ординарный профессор

Блок 1. Дети, семьи, школа 

Результаты исследования «Школьный барометр»

  • Непривычная ситуация «вернула» родителя в семью, значительная часть которых характеризует сложившуюся ситуацию как стрессовую (67,8%);

  • Пандемия короновируса, режим изоляции, сняли со школы функцию «камеры хранения», учителя вернулись к истокам своей профессии;

  • Школьники довольны возможностью проводить больше времени со своей семьей (45,9%), готовы заботиться о братьях и сестрах (57,1%). Дома у них достаточно техники для дистанционных занятий (74,5%), более двух третей из их числа  (69,9%) считает, что их семья хорошо справляется со сложившейся ситуацией;

  • Трудности образовательного процесса испытывают 73% учащихся: увеличился объем домашней работы и материалов для самостоятельного изучения. 

Если государство предлагает учиться дистанционно, то стоит обеспечить семьи гаджетами и мобильным интернетом во избежании дальнейшего расслоения общества. Важный момент — обучение теперь стало платным, так как сейчас за интернет и гаджеты надо платить семье. 

Анатолий Георгиевич Каспржак, профессор и главный эксперт Института образования, научный руководитель образовательной программы «Управление образованием» 

Родители и дети

Хочется надеяться, что ситуация с неравными возможностями в период дистанционного обучения будет учтена не только осенью, когда, вероятно, дети вернутся в школы, и разрыв в их знаниях и навыках только усилится, но и в целом, будут предприниматься более активные действия школьной системы по адресной поддержке детей, которые нуждаются в помощи больше всего.

Все сложности, связанные с вовлеченностью родителей в учебный процесс в период пандемии, релевантны и для нормальной ситуации. С одной стороны, исследователи образования знают, что вовлеченность — хороший предиктор образовательных успехов детей, но одновременно с этим возникает противоречие между разными родительскими ролями; возрастает нагрузка на родителей; растет неравенство из-за разных возможностей семей.

Елизавета Викторовна Сивак, директор Центра исследований современного детства Института образования 

Самая большая нагрузка в период онлайн-обучения легла на родителей, они работали и преподавателями, и психологами, и системными администраторами. Новые роли и задачи, которые пришлось решать, в полной мере отразили ряд проблем, которые есть в традиционном школьном образовании. Но до перехода в онлайн все то, что было не продумано и не прописано, не всегда нам было очевидно, потому что находилось за школьными стенами. 

Стало очевидно, что дети не умеют самостоятельно учиться: работать с источниками информации, извлекать знания, анализировать и обрабатывать их, применять потом на практике. Весь образовательный процесс, как выяснилось, строился на односторонней передаче информации от преподавателя учащимся, «разжевывании» и бесконечном повторении пройденного. Пандемия, как любой кризис, стала для всех участников образовательного процесса возможностью пересмотреть свои стратегии, тактики, компетенции, чтобы стать лучше ради детей. 

Марианна Евгеньевна Шевченко, директор по развитию Национальной родительской Ассоциации

Дети с инвалидностью: опасения родителей связанные с пандемией

  • «Откат» в развитии ребенка из-за закрытия реабилитационных центров, невозможности общения и физических занятий;

  • Забывание пройденного материала;

  • Невозможность концентрации на уроках, непривычность школьного окружения, страх обстановки, стресс;

  • Потеря навыков работы в классе, групповой работы, социального общении;

  • Пробелы в знаниях;

  • Нехватка педагогов, психологов;

  • Нехватка санитарной обработки школ, повышение риска инфекционных заболеваний из-за сниженного иммунитета за период самоизоляции;

  • Опасения, что ребенка вынудят учиться на домашнем обучении из-за психических особенностей ребенка.

Необходимо прикладывать усилия, чтобы подготовить детей к выходу в школу, когда карантин закончится, привлекать дополнительно педагогов и психологов. Отсутствует универсальный сценарий: дети с разными особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальном подходе, специальных технологиях и поддержке.

Никита Викторович Большаков, старший преподаватель на кафедре методов сбора и анализа социологической информации департмента социологии ФСН, младший научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции

Блок 2. Педагоги

Многие учителя сейчас уделяют большое внимание разработке новых форм взаимодействия с детьми. Возникают вопросы: есть ли потребность в создании нового контента или экспертизе существующего, как использовать авторские права, какие вопросы педагогической и сетевой этики должны рассматриваться при общении родителей и учителей, как организационно построить взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса. 

Несмотря на большое количество каналов коммуникации, в период пандемии учителя переживали профессиональное одиночество и педагогическую изоляцию. При переходе в дистант пропало живое общение не только между преподавателем и учениками в классе, но и у учителей между собой: в учительской прервалось обсуждение вопросов обучения детей, обмен мнениями и практиками, позитивный настрой и поддержка.

Из позитивного учителя отмечают, что сейчас есть возможность быть услышанными, так как общение с руководством онлайн позволяет высказаться, что не всегда можно было сделать на педсовете. Организационная система управления школой, взаимодействие администрации, школы и родителей может реализовываться онлайн и дальше — оптимизировалась методическая работа, проведение планерок онлайн, работа педагогических советов. 

Хочется верить, что появившиеся новые формы взаимодействия, различные площадки коммуникации и открытый диалог между учителями и родителями приведут к согласованию деятельности и прекращению спора о том, кто лучше учит, и общение перейдет в конструктивное русло о том, кого мы учим, для чего и как. 

Наталия Александровна Киселева, учитель математики и информатики ГБОУ "Школа №1409", выпускница магистерской программы «Управление образованием» 

Оплата труда педагогов

В условиях пандемии был выявлен глубокий кризис трудовых отношений в школьном образовании, радикальные изменения характера труда и взаимоотношений педагогов со всеми участниками образовательного процесса. При этом была отмечена открытость и готовность преподавателей к обучению в течение всей жизни. 

Для педагогов основные угрозы связаны с изменением содержания и характера труда, с возможностью учиться дальше, с тем, чтобы вся работа оплачивалась в соответствии с деятельностью, которой они сегодня занимаются. Настал решительный шаг ухода от почасовой оплаты труда, от того, что учитель взаимодействует с детьми только во время урока — взаимоотношения продолжаются и вне учебы. 

Новое регулирование должно вернуть творческий характер труда учителя и способствовать развитию его креативного потенциала; максимально оптимизировать возможности использования современных программ, искусственного интеллекта, чтобы освободить педагога от рутины, которая сегодня всплыла. Обязательно нужно систематически поддерживать инновационную деятельность учителей и увидеть лучшее, что можно использовать в технологиях смешанного образования, начиная с сентября и отрабатывая в процессе. 

Ирина Всеволодовна Абанкина, ординарный профессор НИУ ВШЭ, главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании

Блок 3. Дополнительное образование

Интеграция основного и дополнительного образования, в том числе в условиях пандемии, приобрела новое звучание. Некоторые отличия системы дополнительного образования от школы:

  • Слабая цифровизация организаций ДОД;

  • У большинства педагогов (72%) и руководителей (66%) нет навыков в отличие от учителей (36%);

  • Острее ситуация с частным сектором;

  • Событийную часть удалось поддержать и перенести в онлайн;

  • Адаптация вызывала существенные сложности, а у 27% педагогов они сохраняются;

  • Части провайдеров удалось не только сохранить, контингент, но и увеличить «в онлайн».

Наблюдаются увеличение времени родителей, которое они тратят на участие в дополнительном образовании своих детей, при этом видна неудовлетворенность качеством дистанционного образования, которое было реализовано в рамках карантина. Отсутствуют практические специализированные платформы — онлайн-лаборатории, симуляторы, которые позволяют перенести практику в онлайн. Острее становятся разрыв между формальным и неформальным сектором, вопросы лицензирования и «делицензирования».

Андрей Викторович Павлов, заместитель директора Центра общего и дополнительного образования им. А.А.Пинского Института образования

Блок 4. Системные уроки, образовательная политика

Данные о школе стали доступны большому количеству внешних провайдеров: Нетология, Яндекс, Skyeng и др. Это компании, которые зашли в школы, предоставив свои ресурсы, а, значит, и получив возможность собирать данные о том, что происходит в школе. Со стороны государственных акторов и исследователей было бы большой ошибкой потерять данные, которые были накоплены этими игроками. Накопив данные, появилась возможность лучше судить об эффективности отдельных учителей и школ, и принимать существенно более взвешенные решения, каким образом и кого следует поддерживать в сложившейся ситуации. 

Перед образовательной политикой были поставлены вопросы, как эффективно поддерживать психологическое благополучие участников процесса, как вернуться в физическое пространство школы и надо ли? После дистанционного обучения дети пойдут в школы заметно более свободными, и, вероятно, существование в старом «контуре» классно-урочной системы больше не выглядит для них как единственная приемлемая альтернатива. 

Важно мыслить не «дилеммами», «альтернативами», «кризисами», а сценариями — повышать чувствительность к различию контекстов и условий. Образовательному сообществу необходимо учесть, что неустойчивость ситуации сохранится на год-два.

 Пётр Александрович Сафронов, зам. руководителя по развитию ЧОУ «СОШ» «Наши пенаты»

Ситуация с пандемией объективно показала различия, которые существуют в условиях и возможностях обучения у разных групп обучающихся — не только детей из семей с низким социальным уровнем, но детей с ограниченными возможностями здоровья и детей мигрантов. Система образования не прогнозировала, что эти различия так проявятся, что говорит о дефиците информации: система плохо знает своих учеников, не собирает данные о социальном контексте, не учитывает важные жизненные обстоятельства, которые определяют то, насколько успешен педагогический процесс. 

Новые волны распространения коронавируса вполне вероятны, и мы должны сохранять бдительность и осторожность не только с точки зрения соблюдения санитарно-гигиенических норм, но и с точки зрения понимания возможных комбинаций форматов образовательного процесса, сочетания дистанционных и очных форм обучения с учетом различных возможностей и запросов семей, максимальной индивидуализацией и реализацией социальной, воспитательной функцией школы. 

Региональное управление

Успешными оказались регионы, не обязательно обладающие серьезными ресурсами, а ярко выраженной субъектностью, сильной управленческой командой и опытом участия в проектах федерального уровня. Те регионы, которые не проявили субъектность, где образование живет текущим днем, нет собственной стратегии и есть только реактивность по отношению к федеральным инициативам, оказались в наименее благоприятном положении. 

Важно сочетать два принципа: с одной стороны, единство нормативных и экономических оснований функционирования системы, а с другой стороны — разумной управленческой автономии субъектов РФ и муниципальных образований. Регионы с сильной субъектностью должны иметь пространство свободы в использовании федеральных ресурсов, а унифицированные решения должны реализовываться в логике механизмов поддержки снижения межрегиональной дифференциации. Не стоит пытаться возглавлять все эти процессы федерального уровня, нужно развивать и поддерживать инициативы регионов, школ и горизонтальные связи между ними. 

Сергей Геннадьевич Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования им. А.А.Пинского Института образования


И.В. Абанкина 

И.Д. Фрумин 

А.Г. Каспржак 

Н.А. Киселева 

А.В. Павлов 

Е.В. Сивак 

Н.В. Большаков 

С.Г. Косарецкий 

 

 

Видео семинара