Новости

Лицей на экспорт: ученые и практики ищут способ, как переносить модель одной школы на другую

Лицей на экспорт: ученые и практики ищут способ, как переносить модель одной школы на другую
Вряд ли можно найти две идентичные школы: у каждой свои особенности, традиции, практики… Тем более не похожи на других те «штучные» учебные заведения, которые создавались на принципах, далеких от шаблонов массового образования. Казалось бы, и ладно, — но потребность «экспортировать» модели одних школ в другие возникает регулярно. И когда создаются большие образовательные комплексы, как это было в Москве, и когда какая-нибудь гимназия или лицей открывает филиал. Возможен ли такой перенос, спорили на первой встрече экспертного клуба «Новая российская школа». В рамках клуба будут ежемесячно встречаться практики (директора, чиновники, учителя) и исследователи — обсуждать проблемы школы: что происходит «на земле»? К этой инициативе можно присоединиться.

«Цифра» повышает социальный статус учителя: это может стать козырем в руках тех, кто продвигает технологии в школе

«Цифра» повышает социальный статус учителя: это может стать козырем в руках тех, кто продвигает технологии в школе
Все, наверное, знают байку, как в какой-то школе учительница писала маркерами на интерактивной доске. Вполне верится, потому что цифровая трансформация школ вызывает противоречивый отклик «на местах»: одни охотно осваивают новые технологии, вторые не торопятся, третьи просто саботируют. Вторничный семинар Инобра был посвящен роли «человеческого фактора» в цифровизации школы, если точнее – социокультурной стороне процесса.

Математика – «для жизни» или «царица наук»?: сравнение ОГЭ с международными исследованиями заставило экспертов поспорить

Математика – «для жизни» или «царица наук»?: сравнение ОГЭ с международными исследованиями заставило экспертов поспорить
Перед Россией все еще стоит задача выйти в топ-10 по качеству образования. Ситуация осложнилась тем, что основной инструмент для оценки этого – международные сравнительные исследования, а их будущее в нашей стране туманно. В PISA больше не участвуем, TIMSS пока остаётся. Что может в какой-то степени заменить эти инструменты? Годятся ли для этого те обязательные национальные экзамены, которые есть в школе? Обсудили эти вопросы на вторничном семинаре Инобра.

Вузы теряют студентов с горящими глазами: почему в университете становится неинтересно – покажет стратегический проект

Вузы теряют студентов с горящими глазами: почему в университете становится неинтересно – покажет стратегический проект
Хороший университет открывает студенту массу возможностей. Можно развиваться в будущей профессии, идти в науку, активно заняться спортом, искусством или волонтерством – да мало ли. Однако исследования показывают, что далеко не все хотят развиваться с помощью того, что им даёт университет, и более того, чем дальше – тем больше в процессе учебы теряют к этому интерес. На это давно обратили внимание исследователи Инобра, но теперь тема получает новую жизнь – ею займутся в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Задачи, данные и гипотезы обсудили на первом новом сезоне вторничном семинаре.

Вперед, в 2050 – повестка в образовании меняется: новый социальный контракт, больше выбора, меньше давления рынка труда

Вперед, в 2050 – повестка в образовании меняется: новый социальный контракт, больше выбора, меньше давления рынка труда
Последний в этом учебном году вторничный семинар Инобра оказался самым масштабным. И по числу прозвучавших мнений, и по теме – обсуждали перспективы развития образования на ближайшие 20-30 лет. Поводом стал новый программный доклад ЮНЕСКО «Пересматривая наши перспективы вместе: новый социальный контракт в образовании», с которым соотносятся некоторые российские тренды. А еще – семинар приурочен к дню рождения Анатолия Пинского, нашего коллеги и реформатора образовательной системы, многие идеи и прогнозы которого воплотились в жизнь в последние годы. Семинар посвятили его памяти.

Онлайн-кружки как лекарство против «усталости» от школы – доказано: такая активность, как минимум, помогает не терять мотивацию к учебе

Онлайн-кружки как лекарство против «усталости» от школы – доказано: такая активность, как минимум, помогает не терять мотивацию к учебе
Когда началась пандемия, дополнительное образование пострадало больше всего – тогда обсуждали, возможны ли вообще полноценные кружки и секции в онлайне. С тех пор много воды утекло, онлайн-кружки появились и активно развиваются, но в России их эффективность почти не исследовалась. Эксперты Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Алексей Обухов и Юлия Керша решили восполнить этот пробел. Причем, начали сразу с не самых простых конструктов – измерения влияния на мотивацию и самоэффективность (то есть на то, насколько уверенно человек чувствует себя в той или иной предметной области). Результаты представлены на вторничном семинаре Инобра.

Чем опасна вера в «визуалов» и «аудиалов» – педагоги слишком доверяют нейромифам – эта мировая проблема оказалась актуальна и для России

Чем опасна вера в «визуалов» и «аудиалов» – педагоги слишком доверяют нейромифам – эта мировая проблема оказалась актуальна и для России
Вы наверняка слышали, что в обычных условиях мозг человека работает только на 10%. Об этом часто пишут и говорят. Поверили? Поздравляем – это неправда. Причем, не такая уж и безобидная: из ложного утверждения рождаются методики, «как заставить свой мозг работать на всю катушку», а они вполне могут проникнуть в педагогические практики школы или вуза. Так работают нейромифы – их распространенность в образовании стала темой вторничного семинара Инобра.

«Когда нам нужно содержательное и глубокое экспертное мнение, мы с вами на связи»

Виктор Болотов
Очередной вторничный семинар Института образования НИУ ВШЭ был посвящен юбилею ординарного и заслуженного профессора, научного руководителя Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ Виктора Болотова. 5 июня ему исполнилось 70 лет. Он выступил одним из идеологов образовательных реформ рубежа XX–XXI веков, под его руководством произошел переход к ЕГЭ. Коллеги и друзья поздравили Виктора Александровича и рассказали о его роли в развитии образования в постсоветской России.

Не школой единой – преподавание на онлайн-платформах и репетиторство стали полноценной частью профессии учителя

Не школой единой – преподавание на онлайн-платформах и репетиторство стали полноценной частью профессии учителя

Сегодня профессия учителя развивается в двух формах – и в традиционной работе в школе, и в занятости в других форматах, будь то репетиторство или преподавание на онлайн-платформах. Такой вывод сделали эксперты Центра финансово-экономических решений в образовании вместе с коллегами из онлайн-школ Skyeng и Фоксфорд по результатам исследования карьерных возможностей педагогов. Их обсудили на вторничном семинаре Инобра.

Школам не хватает исследований вдолгую – как использовать ОГЭ и ЕГЭ, чтобы отчасти заменить « дефицитные » лонгитюдные исследования

Школам не хватает исследований вдолгую – как использовать ОГЭ и ЕГЭ, чтобы отчасти заменить « дефицитные » лонгитюдные исследования
Чтобы делать выводы об эффективности школ, нужно больше данных об образовательных результатах учеников. И лонгитюдных, то есть показывающих, как меняется картина на протяжении времени, и срезовых, то есть охватывающих более-менее всех, но единожды. Пока в российской школе дефицит и того, и другого. Как можно задействовать в таких исследованиях результаты ЕГЭ и ОГЭ? Это стало темой обсуждения на вторничном семинаре Инобра. Роман Звягинцев и Юлия Керша из Центра общего и дополнительного образования представили результаты исследования, в основу которого легли результаты ЕГЭ выпускников школ одного региона (Тюменской области) за пять лет.