Новости

Может ли улица воспитать лучше, чем школа?: система образования теряет монополию в новых городских пространствах

Может ли улица воспитать лучше, чем школа?: система образования теряет монополию в новых городских пространствах
Городская застройка быстро меняется. Логично, ведь это бизнес, и девелоперы стремятся ответить на все запросы покупателей жилья, включая образовательные, и даже предугадать их. А школа остается школой, даже если она построена в новом квартале. Она не всегда хочет (и может) быть тем «интеллектуальным хабом» для жителей района, как это предлагает бизнес или продвинутые покупатели новых квартир. Это стало одной из тем, которые обсуждали на вторничном семинаре: разбирали опыт проектов образовательного бюро «Лернити» в Новой Москве и вообще идеи на стыке урбанистики и образования.

СПО не хватает «мастерства на кончиках пальцев»: в колледжах чаще не показывают, а рассказывают — как работать руками

СПО не хватает «мастерства на кончиках пальцев»: в колледжах чаще не показывают, а рассказывают — как работать руками
Кулинарное училище, урок, посвященный правильной разделке рыбы. Как это выглядит в нашем представлении? Вот мастер, окруженный учениками, в его руках нож, рыба. Как это выглядит на самом деле (чаще всего)? Вот слайды, преподаватель водит указкой: делайте так и так. Пример привела директор Академии Ворлдскиллс Россия Светлана Крайчинская на семинаре, посвященном подготовке кадров для среднего профессионального образования: обсуждали основные барьеры и способы их устранения.

Спрос на высшее образование исчерпан? «Физики» вытесняют «лириков» на платные места — и другие тенденции российских вузов

Спрос на высшее образование исчерпан? «Физики» вытесняют «лириков» на платные места — и другие тенденции российских вузов
Пару недель назад Вышка опубликовала мониторинг качества приема в российские вузы. Обсуждая его результаты, эксперты и пресса много говорили о «региональном развороте» и спорили, удается или нет восполнить дефицит инженеров для российской экономики. Более долгосрочные тенденции, выявленные по мониторингам последних нескольких лет, обсуждали на вторничном семинаре Инобра. Исследование провели Кирилл Зиньковский и Ирина Абанкина из Центра финансово-экономических решений в образовании.

Взрослые не очень довольны результатами учебы: и удовлетворенность, и итоговый рост зарплат в секторе образования взрослых оказались скромными

Взрослые не очень довольны результатами учебы: и удовлетворенность, и итоговый рост зарплат в секторе образования взрослых оказались скромными
Сначала учиться, потом работать: раньше все примерно так и жили, но чем дальше, тем очевиднее, что эта схема ушла в прошлое. Сегодня на жизни человека сменяются несколько технологических циклов, приходится доучиваться, а то и менять профессию. Сегмент образования взрослых растет и уже охватывает около трети экономически активного населения. В Инобре попытались взглянуть на этот ландшафт целиком и обсудить тренды и проблемы с самими игроками рынка образования для взрослых.

Школы застряли в эпохе «ранней информатизации»: почему цифровая трансформация образования движется так медленно, и что с этим делать

Школы застряли в эпохе «ранней информатизации»: почему цифровая трансформация образования движется так медленно, и что с этим делать
На вторничном семинаре Инобра вспоминали постановление ЦК КПСС и в шутку цитировали Жванецкого: «Чего вперед смотреть, если весь опыт позади?». Действительно, истоки цифровой трансформации образования, о которой много говорят сегодня, можно найти еще в 1985 году, и если критически посмотреть на эти без малого 40 лет как на единый процесс цифрового обновления школы, можно сделать немало выводов и даже прогнозов. Ими делился профессор Инобра Александр Уваров — эксперт, который занимался проблемами внедрения цифровых технологий в образование еще в 80-х. Семинар был приурочен к юбилею Александра Юрьевича, с которым мы его сердечно поздравляем.

Свободные, но без денег: где проходят границы автономии научных подразделений вузов

Свободные, но без денег: где проходят границы автономии научных подразделений вузов
В СССР всё было однозначно: для больших исследований — Академия наук, а задача университетов — учить студентов, все остальное постольку-поскольку. В наши дни вузовская наука немного выбралась из тени, но остается много белых пятен: до какой степени научные подразделения автономны? Они богаче, свободнее, чем остальные структурные единицы вуза? Результаты исследования Центра статистики и мониторинга науки и инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ представила директор центра Екатерина Стрельцова: это был последний вторничный семинар 2022 года.

Школа не поверила в одаренность: это понятие остается «мутным» для системы образования

Школа не поверила в одаренность: это понятие остается «мутным» для системы образования
О поддержке одаренных детей в системе общего образования активно заговорили относительно недавно. По крайней мере, обозначили это в качестве одного из главных трендов: такие госпрограммы и формулировки законов начали появляться всего-то несколько лет назад. Что это меняет в восприятии и действиях учителей и родителей, обсуждали на вторничном семинаре Инобра.

Тень учителя не нашла свое место: выкладываться в школе педагогу невыгодно — приходится подрабатывать репетитором

Тень учителя не нашла свое место: выкладываться в школе педагогу невыгодно — приходится подрабатывать репетитором
На вторничном семинаре часто звучало слово «теневой». Не потому, что сфера репетиторства все еще не полностью легальна, а из-за термина Марка Брэя, который описал репетиторство как тень системы образования: полностью копирует содержание, изменяется синхронно, не предлагает ничего принципиально отличного от школы и улучшает результаты обучения в школе. В связи с чем Ирина Абанкина заключила, что «российская школа — с тенью, ее не стереть, она может только менять конфигурацию, но не исчезнуть». Обсуждали, как вовлеченные в теневое образование сочетают разные виды педагогической деятельности и как это сказывается на заработке.

Не надо торопиться со школой: родители форсируют обучение детей, а потом сталкиваются с их безынициативностью

Не надо торопиться со школой: родители форсируют обучение детей, а потом сталкиваются с их безынициативностью
Вряд ли многие слушатели вторничного семинара Инобра раньше задумывались о самом понятии «дошкольник» — до того, как услышали реплику профессора Александра Савенкова: «Что это вообще за слово? Как будто ребенок живет для того, чтобы в эту школу поступить!». Темой семинара стало состояние перехода — так исследователи называют период, когда ребенок впервые идет в садик или школу. Последнее перетекло в дискуссию о том, надо ли форсировать этот процесс — сегодня многие дети начинают знакомство со школьной программой задолго до первого класса.

Чем дальше — тем тревожнее: как меняется чувство благополучия студентов за время учебы

Чем дальше — тем тревожнее: как меняется чувство благополучия студентов за время учебы
Еще недавно тема психологического благополучия не была в фокусе внимания исследователей образования и вузовских управленцев. Многое изменила пандемия, которая обострила склонность студентов к стрессам и депрессиям. В этом году вопросы благополучия стали главными на конференции исследователей высшего образования, а теперь их обсудили и на вторничном семинаре Инобра, совмещенном с семинаром стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Психологи Мария Чумакова и Василий Костенко измерили, как меняется картина благополучия на материалах вышкинского Мониторинга студенческой жизни за последние четыре года. 

Как это часто бывает, у экспертов есть хорошая и плохая новости. Хорошая: самочувствие студентов не зависит от подразделений, программ или направлений, то есть, по крайней мере, у Вышки нет факультетов, которые нагоняли бы тоску. Плохая: чем дольше студенты учатся, тем неувереннее себя чувствуют.