Новости

Чем опасна вера в «визуалов» и «аудиалов» – педагоги слишком доверяют нейромифам – эта мировая проблема оказалась актуальна и для России

Чем опасна вера в «визуалов» и «аудиалов» – педагоги слишком доверяют нейромифам – эта мировая проблема оказалась актуальна и для России
Вы наверняка слышали, что в обычных условиях мозг человека работает только на 10%. Об этом часто пишут и говорят. Поверили? Поздравляем – это неправда. Причем, не такая уж и безобидная: из ложного утверждения рождаются методики, «как заставить свой мозг работать на всю катушку», а они вполне могут проникнуть в педагогические практики школы или вуза. Так работают нейромифы – их распространенность в образовании стала темой вторничного семинара Инобра.

«Когда нам нужно содержательное и глубокое экспертное мнение, мы с вами на связи»

Виктор Болотов
Очередной вторничный семинар Института образования НИУ ВШЭ был посвящен юбилею ординарного и заслуженного профессора, научного руководителя Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ Виктора Болотова. 5 июня ему исполнилось 70 лет. Он выступил одним из идеологов образовательных реформ рубежа XX–XXI веков, под его руководством произошел переход к ЕГЭ. Коллеги и друзья поздравили Виктора Александровича и рассказали о его роли в развитии образования в постсоветской России.

Не школой единой – преподавание на онлайн-платформах и репетиторство стали полноценной частью профессии учителя

Не школой единой – преподавание на онлайн-платформах и репетиторство стали полноценной частью профессии учителя

Сегодня профессия учителя развивается в двух формах – и в традиционной работе в школе, и в занятости в других форматах, будь то репетиторство или преподавание на онлайн-платформах. Такой вывод сделали эксперты Центра финансово-экономических решений в образовании вместе с коллегами из онлайн-школ Skyeng и Фоксфорд по результатам исследования карьерных возможностей педагогов. Их обсудили на вторничном семинаре Инобра.

Школам не хватает исследований вдолгую – как использовать ОГЭ и ЕГЭ, чтобы отчасти заменить « дефицитные » лонгитюдные исследования

Школам не хватает исследований вдолгую – как использовать ОГЭ и ЕГЭ, чтобы отчасти заменить « дефицитные » лонгитюдные исследования
Чтобы делать выводы об эффективности школ, нужно больше данных об образовательных результатах учеников. И лонгитюдных, то есть показывающих, как меняется картина на протяжении времени, и срезовых, то есть охватывающих более-менее всех, но единожды. Пока в российской школе дефицит и того, и другого. Как можно задействовать в таких исследованиях результаты ЕГЭ и ОГЭ? Это стало темой обсуждения на вторничном семинаре Инобра. Роман Звягинцев и Юлия Керша из Центра общего и дополнительного образования представили результаты исследования, в основу которого легли результаты ЕГЭ выпускников школ одного региона (Тюменской области) за пять лет.

Московские учителя слишком держатся за традиции – исследование МЭШ показало, что эксперименты и новые формы урока – в дефиците

Московские учителя слишком держатся за традиции – исследование МЭШ показало, что эксперименты и новые формы урока – в дефиците
Сегодня Московская электронная школа (МЭШ) – альфа и омега столичного образования. Этот ресурс использует в своей работе каждый учитель. Кто-то только на уровне электронных журналов и дневников, а кто-то пользуется библиотекой сценариев и материалов уроков, которая за эти годы разрослась до колоссальных объемов. Более 20 тысяч педагогов загрузили в систему свои разработки. Эти данные позволяют исследовать их практики и составить портрет столичного образования.

На вторничном семинаре Инобра выступила Олеся Лукашук, директор Института содержания, методов и технологий образования МГПУ, заместитель председателя экспертного совета МЭШ. Она рассказала об итогах тематического анализа контента библиотеки электронной школы, семантического анализа тематического каркаса и особенностях межпредметных разработок.

Семейному образованию не хватает целей – родители не хотят «как в школе», в остальном вопросов пока больше, чем ответов

Семейному образованию не хватает целей – родители не хотят «как в школе», в остальном вопросов пока больше, чем ответов
Семейное образование в России набирает популярность. Да, ему далеко до массовости и до показателей таких стран, как США (хотя немало и таких стран, где оно запрещено – например, Германия). Да, данных даже о том, сколько детей учится в таком формате, все еще очень мало (не говоря уже о данных об их образовательных результатах). Но рост интереса к этому формату заметен, и локдауны последних двух лет его только подстегнули. На вторничном семинаре Инобра профессор Катерина Поливанова, научный руководитель Центра исследований современного детства, рассказала о рисках и возможностях семейного образования.

В хаосе выживут только экосистемы – что делать образованию в эпоху «черных лебедей» и как его изучать – обсудили на вторничном семинаре Инобра

В хаосе выживут только экосистемы – что делать образованию в эпоху «черных лебедей» и как его изучать – обсудили на вторничном семинаре Инобра
Большой барьерный риф живет несколько тысяч лет, несмотря на то, что ему постоянно что-то угрожает – от перемены течений до хищных видов морских звезд. Кораллы умирают легко, а риф в целом демонстрирует гибкость и даже будто бы хитрость. Его «поведение» позволило системологам говорить о мультиразумности подобных комплексов. Системе образования приходится выживать похожим образом в сложной и непонятной ситуации, когда один «черный лебедь» сменяется другим. Темой вторничного семинара Инобра стал доклад «Образовательная экосистема: контексты и кейсы» профессора НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Олега Прикота.

Рынку EdTech нужен инструмент проверки обещаний – его придумали в Инобре и опробовали на Яндекс.Практикум и Нетологии

Рынку EdTech нужен инструмент проверки обещаний – его придумали в Инобре и опробовали на Яндекс.Практикум и Нетологии
Рынок EdTech сам по себе очень молод, а пандемия здорово подстегнула его развитие. Мы начали привыкать и к тому, что возможны самые разные варианты дистанционной работы и учебы, и приняли тот факт, что иногда меняться приходится очень быстро – осваивать профессии, подтягивать квалификацию… Онлайн-продуктов, платформ, курсов появляется множество, а проверить их качество (и вообще понять, что является показателем их качества) – это по-прежнему сложная задача, о которой много спорят. Вариант, каким может быть такой инструмент, представили на вторничном семинаре Инобра. Пока это еще «пилот», но, возможно, в будущем из него вырастет методика, востребованная во всем секторе обучения взрослых.

Программы для предпринимателей нужно «прицелить» – пока создатели курсов не могут определить, кого хотят учить и как оценивать результат

Программы для предпринимателей нужно «прицелить» – пока создатели курсов не могут определить, кого хотят учить и как оценивать результат
На вторничном семинаре Инобра часто вспоминали сегодняшний день: экономический кризис, неопределенность любых планов, связанных с бизнесом и финансами. С одной стороны, не лучшее время для предпринимателей – а обучающие программы для них как раз были темой семинара. С другой стороны, в широком смысле предпринимательство – это близко к агентности, к самостоятельности, к умению действовать даже в полном хаосе. И как раз этого качества сегодня многим не хватает. Способны ли образовательные курсы каким-то образом его развивать – один из главных вопросов семинара.

Обсуждали результаты исследования, выполненного в Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования Инобра. Павел Сорокин, Александр Повалко и Юлия Вятская изучили российский ландшафт обучения предпринимательству в неформальном секторе и предложили несколько решений, которые помогут «учить бизнесу» (а в более широком понимании – учить самостоятельности и активности).

В престижные вузы идут не только за выгодой: кто и почему пользуется социальными лифтами в образовании – обсудили 
на вторничном семинаре Инобра

В престижные вузы идут не только за выгодой: кто и почему пользуется социальными лифтами в образовании – обсудили 
на вторничном семинаре Инобра
В рассказе О’Генри главный герой говорит: не так важно, какую дорогу мы выбираем, гораздо важнее то, что заставляет нас выбирать именно эту дорогу. Чтобы выяснить, что движет социальной мобильностью, эксперты провели серию  развернутых интервью со студентами – участниками программы «Социальный лифт». Биографические интервью позволили по-новому и более глубоко взглянуть на проблему социальной мобильности и образовательного неравенства. О результатах первого этапа масштабного исследования, которое планируется продолжать, рассказали научные сотрудники Института образования НИУ ВШЭ Дмитрий Куракин и Тамара Кусимова.