Новости

Научиться мыслить или получить диплом? – Студенты приходят за вторым, но нужно вернуть главную роль первому: ученые из Гарварда на вторничном семинаре Инобра

Научиться мыслить или получить диплом? – Студенты приходят за вторым, но нужно вернуть главную роль первому: ученые из Гарварда на вторничном семинаре Инобра
Все знают, как выглядят западные колледжи и университеты. В основном, благодаря голливудским фильмам и молодежным сериалам. Однако о том, что реально скрывается за красивыми фасадами, практически ничего не известно. Чтобы получить достоверные данные о вузовской жизни, ученые Гарвардской высшей школы образования Говард Гарднер и Венди Фишман провели масштабный опрос. Интервью давали более 2 тысяч человек из 10 американских колледжей: студенты, выпускники, преподаватели, родители и попечители вузов. Ученые пришли к неутешительному выводу: вузы теряют представление о своей ключевой миссии – учить студентов мыслить широко. Эта проблема не имеет национальной окраски, она одинаково актуальна для высшего образования во всем мире. На вторничном семинаре Инобра авторы представили книгу « Реальный мир колледжа: что такое высшее образование и каким оно может быть». В ней поделились не только своими опасениями, но и советами по развитию высшего образования.

Высшее образование раскидывает сети – на открытом семинаре Инобра обсудили «распаковку» университетов

Высшее образование раскидывает сети – на открытом семинаре Инобра обсудили «распаковку» университетов
Сегодня у студентов все больше ожиданий от высшего образования: важны не только его доступность и качество, но и возможность настроить «под себя». Программы вузов становятся более гибкими, но по-прежнему остаются в рамках одного университета, а значит, выбор траекторий обучения ограничен. Бурное развитие дистанционных технологий привело в высшее образование сильных игроков – от крупных IT-компаний до работодателей из высокотехнологичных сфер. Как высшее образование адаптируется к новой реальности обсудили на вторичном семинаре Инобра.

Уязвимые в сети – малообеспеченным и иностранным студентам оказалось сложнее при переводе занятий в цифровую среду

Уязвимые в сети – малообеспеченным и иностранным студентам оказалось сложнее при переводе занятий в цифровую среду
В каком формате вузы будут учиться этой весной? Чтобы определиться, стоит изучить результаты масштабного исследования, которое проводилось с марта 2020 – с начала первого локдауна. Его целью было оценить, как в университетах реагировали на пандемию и что делали, чтобы сохранить качество обучения в новых условиях. Опросы охватили и более чем 60 тысяч человек, большая половина из которых студенты, и сейчас ученые анализируют массив данных. На вторничном семинаре эксперты Инобра и Томского государственного университета, принимавшие участие в исследовании, обсудили, как переживают пандемию студенты из разных социальных групп.

Чему детей и взрослых могут научить «ловушки» и «неберушки» – задачное творчество для олимпиад и не только обсудили на вторничном семинаре Инобра

Чему детей и взрослых могут научить «ловушки» и «неберушки» – задачное творчество для олимпиад и не только обсудили на вторничном семинаре Инобра
Можно себе представить, как работают авиаконструкторы. По крайней мере, их творческий процесс описан в мемуарах и биографических книгах. О том, как работают авторы головоломок, задачников для учебы и развивающих игр, неизвестно почти ничего – нет ни методик, ни универсальных подходов. При том, что процесс решения задач более-менее изучен в педагогической науке, их создание почти не попадало в центр внимания. Для всех, кто интересуется обучением через игру, тему открывает Александр Поддьяков – известный российский психолог, ординарный профессор Вышки. На открытом семинаре по образованию он выступил с лекцией «Создание проблемных ситуаций и задач как творчество».

Школьники устали от цифровой трансформации – и другие выводы о том, как технологии приживаются в школах – на вторничном семинаре Инобра

Школьники устали от цифровой трансформации – и другие выводы о том, как технологии приживаются в школах – на вторничном семинаре Инобра
На последнем в 2021 году вторничном семинаре Инобра больше всего спорили о том, что вообще такое цифровая трансформация и зачем она нужна школе. Кажется, это главный дискуссионный вопрос – и не только для семинара: по словам докладчиков, разное понимание есть и у самих школ, и у органов управления. Обсудили первые выводы мониторинга цифровой трансформации, который команда Инобр вела на протяжении прошлого учебного года при поддержке коллег из всех 85 регионов России.

Внешкольное образование теряет приставку «Вне—»: хорошо это или плохо – обсудили на вторничном семинаре Инобра

Внешкольное образование теряет приставку «Вне—»: хорошо это или плохо – обсудили на вторничном семинаре Инобра
30 лет назад распался Советский Союз. К этой дате исследователи из Центра общего и дополнительного образования имени Пинского приурочили первые результаты своего большого проекта. Он посвящен внешкольному образованию в странах бывшего СССР. Его изучают в самых разных аспектах, по итогам этой работы появится целая книжная серия. На вторничном семинаре обсудили исследование инфраструктуры внешкольного образования.

Золотой стандарт исследования приложили к образованию: как использовать открытия Нобелевских лауреатов – 2021 для реформ в отрасли, обсудили на вторничном семинаре Инобра

Золотой стандарт исследования приложили к образованию: как использовать открытия Нобелевских лауреатов – 2021 для реформ в отрасли, обсудили на вторничном семинаре Инобра
При слове «эксперименты» многие представляют мышек в лабораториях – кажется, что это несовместимо ни с исследованиями образования, ни с общественными науками вообще. Американские ученые Дэвид Кард, Джошуа Ангрист и Гвидо Имбенс доказали, что эксперимент возможен – вернее, предложили новаторские квазиэкспериментальные методы. За что два месяца назад и получили Нобелевскую премию по экономике. На вторничном семинаре Инобра разбирали, что эти методы могут дать сфере образования и что благодаря им уже выяснили.

Бегут со всех ног, но остаются на месте

Бегут со всех ног, но остаются на месте
Как изменились результаты школ Новой Москвы спустя 10 лет после присоединения к столице обсудили на Открытом семинаре Инобра.

Административная реформа 2012 года расширила границы Москвы  почти в 2,5 раза за счет присоединения к столице нескольких районов Подмосковья. Чтобы выяснить, как эта реформа отразилась на школах, расположенных во вновь образованных административных округах, и  к каким результатам она привела, эксперты НИУ ВШЭ провели специальное исследование. Главным вывод специалистов: спустя 10 лет неравенство между образовательными организациями старой и новой Москвы сохраняется. Подробности на открытом семинаре Инобра представили исследователи Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ Ксения Адамович и Анастасия Котликова.

Что для искусства хорошо, то для математики — нет

Что для искусства хорошо, то для математики — нет
Эксперты выяснили, как социальные и эмоциональные навыки связаны с успехами школьников

Как социальное и эмоциональное развитие детей помогает осваивать школьную программу, почему для благополучия нужен оптимизм и что помогает противостоять буллингу, выяснило масштабное международное исследование под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития в 2019 году. Эксперты опросили учащихся 10 и 15 лет, их родителей и учителей в 10 крупнейших мегаполисах мира в 9 странах. В Москве проект вели сотрудники Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ в партнерстве с Московским Центром Качества Образования Основные итоги проекта представил на открытом семинаре Инобра руководитель направления образования и навыков, специальный советник по образовательной политике генерального секретаря ОЭСР Андреас Шлейхер.

Школа в пандемию: переход в онлайн усилил неравенство

Школа в пандемию: переход в онлайн усилил неравенство
Ни одна из стран на момент начала пандемии не могла обеспечить качественное комбинированное онлайн- и офлайн-образование. При этом у бедных семей стало меньше возможностей обеспечивать обучение детей. Об этом шла речь на открытом семинаре Института образования ВШЭ «На опыте разных стран: что важно усвоить школе после стресса пандемии?».