Новости

Какого гена? Надо человеку для освоения чтения

Какого гена? Надо человеку для освоения чтения
Как educational neuroscience изучает «человека читающего» рассказала профессор Хьюстонского университета Елена Григоренко.

Осваивать чтение, письмо или счет человеку помогают геномы, а если научиться ими управлять? Например, раннюю помощь получат дети с дислексией, которые испытывают сложности с обучением.  Как развивается educational neuroscience – новая научная область на стыке образования и нейронауки – рассказала профессор Хьюстонского университета Елена Григоренко на Вторничном семинаре Инобра. Событие произошло в рамках проекта Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала «Нейронауки об образовании».

В одиночестве с детьми

В одиночестве с детьми
Чтобы выстраивать правильные отношения с ребёнком, родителям часто необходима психолого-педагогическая помощь. Значение профессиональных консультаций только усилилось во время пандемии, которая погрузила всех в ситуацию стресса и неопределенности. Однако существующие семейные консультационные центры не всегда справлялись — следует из данных Мониторинга экономики образования 2020-2021 гг. Результаты этого исследования, а также современные подходы к развитию дошкольников, обсудили на Открытом семинаре ВШЭ по образованию. Важнее всего «счастливое проживание детства», настаивают эксперты.

Море онлайна за горизонтом: эксперты заглянули за унылую и привычную реальность пандемии

Море онлайна за горизонтом: эксперты заглянули за унылую и привычную реальность пандемии
Пандемия открыла новые возможности и новый рынок, но отечественной доли там оказалось мало. Государство сосредоточивает интеллектуальные силы на собственных национальных и региональных целях. Самим же организациям образования придется измениться, чтобы побороться с EdTech за выбор нового поколения. На семинаре им. А.А. Пинского эксперты не только подвели итоги уходящего года, но попытались заглянуть за горизонт «унылой и привычной реальности пандемии».

Выглядит диковато: как EdTech заходит в школу и вузы, обсудили на кейсе SkyEng

Выглядит диковато: как EdTech заходит в школу и вузы, обсудили на кейсе SkyEng
Не просто дискуссия — огонь — случилась на гайдаровском форуме. Почти в баттле сошлись ректоры университетов и лидеры компаний EdTech. Позицию первых в духе «Кто вы такие», другие остро парировали: «Мы — ваша судьба. Мы придем за вами. Мы заберем ваших студентов и преподавателей. Вы останетесь одни с вашими шпилями и стеклянными зданиями». Конечно, скорая смерть классического образования сильно преувеличена. «Ничего не будет: ни кино, ни театра, ни книг, ни газет — одно сплошное телевидение». Помните эту сцену известного фильма? Но совершенно, очевидно —перемены в отрасли неизбежны. Чтобы разобраться с местом EdTech в новой архитектуре образования, Институт образования запускает серию обсуждений в рамке Вторничных семинаров. Первым разбираем кейс SkyEng.

Между бюрократией и рынком: организационную культуру вузов оценили глазами людей

Между бюрократией и рынком: организационную культуру вузов оценили глазами людей
Постоянная смена правил игры, бюрократизация  и невозможность планировать свое будущее сопровождают трансформацию российских вузов. Программа «5-100» дала мощный толчок в развитии, но ожидаемо сломала привычный уклад  внутри университетов. Межрегиональная команда специалистов HR исследовала шесть ведущих участников программы академического превосходства, и выяснила, как  живется университетскому люду в пору перемен. В орбиту внимания попали и региональные,  и федеральные вузы.

Школу изменит вдохновение детей

Школу изменит вдохновение детей
85 % рабочих мест, которые нынешние школьники займут в 2030-м, еще не изобретены. Это значит, что сегодня нужны гибкие с быстрым обновлением программы, созданные в содружестве с индустриальными партнерами. А самым важным качеством человека на рынке труда становится способность учиться в течение всей жизни. С амбицией ответить на новые вызовы в Свердловской области запустили образовательный лагерь, который совмещает педагогику свободы и идеологию образовательного результата. Как работает этот проект и почему переворачивает всю систему школьного образования, обсудили на Вторничном семинаре Инобра.

Репутационный опрос помогает оценить влияние ученого, но не заменяет метрики

Репутационный опрос помогает оценить влияние ученого, но не заменяет метрики
В последние десятилетия индексы цитирования стали главным инструментом для оценки работы ученого. На их основании создаются рейтинги, по которым затем принимаются политические решения: кто из ученых получит грант, а какой университет – финансирование. Но насколько адекватно эти показатели отражают научный вес исследователя в рамках конкретной дисциплины? Какие опасности сопряжены с некритическим доверием к метрикам? И как можно проверить правдивость их данных? На эти вопросы отвечали сотрудники Центра институционального анализа науки и образования Европейского университета Михаил Соколов, Катерина Губа и Анжелика Цивинская.

Нужно поддержать семьи в их стремлении к высшему образованию

Нужно поддержать семьи в их стремлении к высшему образованию
Как пандемия и вызванные ей государственные решения повлияли на университеты и поведение населения? Изменился ли спрос на высшее образования? Уместно ли говорить о конкуренции региональных вузов со столичными или, скорее, о растущей монополии последних? На эти вопросы отвечали докладчики Кирилл Зиньковский и Ирина Абанкина – директор и главный научный сотрудник центра финансово-экономических решений в образовании Института образования НИУ ВШЭ на вторничном семинаре. Исследование опирается на статистические данные «Мониторинга качества приема в вузы» НИУ ВШЭ и рассматривает  период 2015–2020 гг.

Сокращать сектор образования под предлогом низкой отдачи больше нельзя

Сокращать сектор образования под предлогом низкой отдачи больше нельзя
В России крайне низкая отдача от образования – этот тезис в последние годы повторяли на все лады эксперты, политики, журналисты. Такое мнение утвердилось после того, как были опубликованы доклады Всемирного банка и российские исследования, которые опирались на один источник – мониторинг здоровья и экономического положения населения. Это ошибка, – заявляет Ростислав Капелюшников, член-корреспондент РАН, заместитель директора Центра трудовых отношений ВШЭ. Он провел исследование на основе четырех альтернативных источников данных и доказал, что окупаемость профессионального образования в России не ниже средних мировых значений. Результаты автор представил на открытом семинаре ВШЭ.

«Именно контекст склеивает все знания воедино»

«Именно контекст склеивает все знания воедино»
Как делать связные и сбалансированные уроки, закладывая в логику процесса нужный образовательный результат. Бенджамин Блум 60 лет назад сконструировал таксономию учебных целей, которая стала известна на весь мир. Методика пережила 19 модернизаций, но осталась базовой и применимой для всех уровней образования. Все начинается с вопроса «Чему мы хотим научить?» – подчеркивает ученик основоположника профессор Лорин Андерсон (США)  и соавтор книги о современной таксономии. На открытом семинаре Инобра он прочитал лекцию «Куда приводит Блум, или как «вырастить»  образовательный результат по плану».