Как пандемия и вызванные ей государственные решения повлияли на университеты и поведение населения? Изменился ли спрос на высшее образования? Уместно ли говорить о конкуренции региональных вузов со столичными или, скорее, о растущей монополии последних? На эти вопросы отвечали докладчики Кирилл Зиньковский и Ирина Абанкина – директор и главный научный сотрудник центра финансово-экономических решений в образовании Института образования НИУ ВШЭ на вторничном семинаре. Исследование опирается на статистические данные «Мониторинга качества приема в вузы» НИУ ВШЭ и рассматривает период 2015–2020 гг.
Новости
В России крайне низкая отдача от образования – этот тезис в последние годы повторяли на все лады эксперты, политики, журналисты. Такое мнение утвердилось после того, как были опубликованы доклады Всемирного банка и российские исследования, которые опирались на один источник – мониторинг здоровья и экономического положения населения. Это ошибка, – заявляет Ростислав Капелюшников, член-корреспондент РАН, заместитель директора Центра трудовых отношений ВШЭ. Он провел исследование на основе четырех альтернативных источников данных и доказал, что окупаемость профессионального образования в России не ниже средних мировых значений. Результаты автор представил на открытом семинаре ВШЭ.
Как делать связные и сбалансированные уроки, закладывая в логику процесса нужный образовательный результат. Бенджамин Блум 60 лет назад сконструировал таксономию учебных целей, которая стала известна на весь мир. Методика пережила 19 модернизаций, но осталась базовой и применимой для всех уровней образования. Все начинается с вопроса «Чему мы хотим научить?» – подчеркивает ученик основоположника профессор Лорин Андерсон (США) и соавтор книги о современной таксономии. На открытом семинаре Инобра он прочитал лекцию «Куда приводит Блум, или как «вырастить» образовательный результат по плану».
Платформы избавляют педагогов от рутины и делают программу интереснее для учеников. Казалось бы, это аксиома, и все должны быть рады. Но в среде преподавателей часто встречается другое отношение к новым технологиям. Особенно – на первом этапе и если эти технологии внедряются «сверху», по решению дирекции или чиновников. В чем причины сопротивления инновациям, как и благодаря чему преподаватели постепенно меняют свое мнение – обсудили на открытом семинаре ВШЭ по образованию.
На одну и ту же пандемию школьники разных стран отреагировали по-разному. Такой вывод позволяет сделать «Школьный барометр», масштабное исследование, которое проводилось в четырех странах – России, Швейцарии, Германии и Австрии. Отличия в причинах стресса учеников позволили сравнить системы образования с новой точки зрения. Один из выводов, прозвучавших на вторничном семинаре Инобра – в российской школе надо развивать самостоятельность детей и подростков. Пока на фоне Европы она хромает.
«Образование должно быть инклюзивным»: российская школа живет по этому принципу уже десяток лет. Время показало, что реальное отношение к инклюзии в школах и обществе бывает разным и иногда не вполне адекватным. Вплоть до того, что в ней видят только инвалидность, – это можно встретить и в заявках на гранты, и в высказываниях некоторых педагогов. Так описала ситуацию Елена Ярская-Смирнова, заведующая Международной лабораторией исследований социальной интеграции ВШЭ. На открытом семинаре по образованию она рассказала, какой путь прошел этот термин, в чем причины массовых заблуждений и что сделать, чтобы инклюзия стала темой для честных обсуждений.
Когда люди вместе работают над какими-либо проектами или используют идеи друг друга – остаются цифровые следы. Анализ этих следов открывает массу возможностей в образовании: можно оценивать активность учеников в проектной работе, типологизировать школы, наблюдать за тем, где и как рождаются сообщества педагогов. На открытом семинаре ВШЭ Евгений Патаракин, ведущий эксперт Лаборатории цифровой трансформации образования ВШЭ, и Светлана Вачкова, директор Института системных проектов МГПУ, рассказали о модели анализа цифровых следов учителей и учеников.
Годы после университета – самые сложные: выпускник сталкивается с «асфальтом реальности» и понимает, что, может быть, выбрал не ту профессию. Переучиться, вроде, и не поздно, но как это сделать? На открытом семинаре ВШЭ по образованию Михаил Янович, руководитель «Яндекс.Практикум», рассказал об опыте создания площадки «второго шанса», рассчитанной на тех, кто разочаровался в своей специальности.
За последние 15 лет систему оплаты труда учителей пытались «настроить», как минимум, дважды. В конце нулевых – когда государство ввело НСОТ, новую систему оплаты труда для бюджетников. Тогда-то и появилась та тройка, которой сегодня жонглирует школа: базовая часть, компенсации и стимулирующие выплаты. А в 2012 году «майский» указ Президента потребовал привязать зарплату учителя к средней по экономике региона. К чему пришли и что поменять, чтобы учителя стали получать больше и выплаты эти были бы прозрачны – эксперты, чиновники и парламентарии обсудили на открытом семинаре ВШЭ по образованию. А новую систему, которая сделает понятной и справедливой зарплаты учителей в масштабах одного региона, Минпросвещения анонсировало прямо на семинаре.
Принцип «обучение через игру» известен давно, но по-прежнему почти не связан с базовым образованием. Школы отдельно, а города профессий, парки развлечений и другие формы Edutainment отдельно, и такая картина – во всем мире. О том, какие элементы этого подхода школа может перенять, на открытом семинаре ВШЭ по образованию дискутировали российские, британские и американские ученые.