Чтобы выстраивать правильные отношения с ребёнком, родителям часто необходима психолого-педагогическая помощь. Значение профессиональных консультаций только усилилось во время пандемии, которая погрузила всех в ситуацию стресса и неопределенности. Однако существующие семейные консультационные центры не всегда справлялись — следует из данных Мониторинга экономики образования 2020-2021 гг. Результаты этого исследования, а также современные подходы к развитию дошкольников, обсудили на Открытом семинаре ВШЭ по образованию. Важнее всего «счастливое проживание детства», настаивают эксперты.
Новости
Пандемия открыла новые возможности и новый рынок, но отечественной доли там оказалось мало. Государство сосредоточивает интеллектуальные силы на собственных национальных и региональных целях. Самим же организациям образования придется измениться, чтобы побороться с EdTech за выбор нового поколения. На семинаре им. А.А. Пинского эксперты не только подвели итоги уходящего года, но попытались заглянуть за горизонт «унылой и привычной реальности пандемии».
Не просто дискуссия — огонь — случилась на гайдаровском форуме. Почти в баттле сошлись ректоры университетов и лидеры компаний EdTech. Позицию первых в духе «Кто вы такие», другие остро парировали: «Мы — ваша судьба. Мы придем за вами. Мы заберем ваших студентов и преподавателей. Вы останетесь одни с вашими шпилями и стеклянными зданиями». Конечно, скорая смерть классического образования сильно преувеличена. «Ничего не будет: ни кино, ни театра, ни книг, ни газет — одно сплошное телевидение». Помните эту сцену известного фильма? Но совершенно, очевидно —перемены в отрасли неизбежны. Чтобы разобраться с местом EdTech в новой архитектуре образования, Институт образования запускает серию обсуждений в рамке Вторничных семинаров. Первым разбираем кейс SkyEng.
Постоянная смена правил игры, бюрократизация и невозможность планировать свое будущее сопровождают трансформацию российских вузов. Программа «5-100» дала мощный толчок в развитии, но ожидаемо сломала привычный уклад внутри университетов. Межрегиональная команда специалистов HR исследовала шесть ведущих участников программы академического превосходства, и выяснила, как живется университетскому люду в пору перемен. В орбиту внимания попали и региональные, и федеральные вузы.
85 % рабочих мест, которые нынешние школьники займут в 2030-м, еще не изобретены. Это значит, что сегодня нужны гибкие с быстрым обновлением программы, созданные в содружестве с индустриальными партнерами. А самым важным качеством человека на рынке труда становится способность учиться в течение всей жизни. С амбицией ответить на новые вызовы в Свердловской области запустили образовательный лагерь, который совмещает педагогику свободы и идеологию образовательного результата. Как работает этот проект и почему переворачивает всю систему школьного образования, обсудили на Вторничном семинаре Инобра.
В последние десятилетия индексы цитирования стали главным инструментом для оценки работы ученого. На их основании создаются рейтинги, по которым затем принимаются политические решения: кто из ученых получит грант, а какой университет – финансирование. Но насколько адекватно эти показатели отражают научный вес исследователя в рамках конкретной дисциплины? Какие опасности сопряжены с некритическим доверием к метрикам? И как можно проверить правдивость их данных? На эти вопросы отвечали сотрудники Центра институционального анализа науки и образования Европейского университета Михаил Соколов, Катерина Губа и Анжелика Цивинская.
Как пандемия и вызванные ей государственные решения повлияли на университеты и поведение населения? Изменился ли спрос на высшее образования? Уместно ли говорить о конкуренции региональных вузов со столичными или, скорее, о растущей монополии последних? На эти вопросы отвечали докладчики Кирилл Зиньковский и Ирина Абанкина – директор и главный научный сотрудник центра финансово-экономических решений в образовании Института образования НИУ ВШЭ на вторничном семинаре. Исследование опирается на статистические данные «Мониторинга качества приема в вузы» НИУ ВШЭ и рассматривает период 2015–2020 гг.
В России крайне низкая отдача от образования – этот тезис в последние годы повторяли на все лады эксперты, политики, журналисты. Такое мнение утвердилось после того, как были опубликованы доклады Всемирного банка и российские исследования, которые опирались на один источник – мониторинг здоровья и экономического положения населения. Это ошибка, – заявляет Ростислав Капелюшников, член-корреспондент РАН, заместитель директора Центра трудовых отношений ВШЭ. Он провел исследование на основе четырех альтернативных источников данных и доказал, что окупаемость профессионального образования в России не ниже средних мировых значений. Результаты автор представил на открытом семинаре ВШЭ.
Как делать связные и сбалансированные уроки, закладывая в логику процесса нужный образовательный результат. Бенджамин Блум 60 лет назад сконструировал таксономию учебных целей, которая стала известна на весь мир. Методика пережила 19 модернизаций, но осталась базовой и применимой для всех уровней образования. Все начинается с вопроса «Чему мы хотим научить?» – подчеркивает ученик основоположника профессор Лорин Андерсон (США) и соавтор книги о современной таксономии. На открытом семинаре Инобра он прочитал лекцию «Куда приводит Блум, или как «вырастить» образовательный результат по плану».
Платформы избавляют педагогов от рутины и делают программу интереснее для учеников. Казалось бы, это аксиома, и все должны быть рады. Но в среде преподавателей часто встречается другое отношение к новым технологиям. Особенно – на первом этапе и если эти технологии внедряются «сверху», по решению дирекции или чиновников. В чем причины сопротивления инновациям, как и благодаря чему преподаватели постепенно меняют свое мнение – обсудили на открытом семинаре ВШЭ по образованию.