Новости

В хаосе выживут только экосистемы – что делать образованию в эпоху «черных лебедей» и как его изучать – обсудили на вторничном семинаре Инобра

В хаосе выживут только экосистемы – что делать образованию в эпоху «черных лебедей» и как его изучать – обсудили на вторничном семинаре Инобра
Большой барьерный риф живет несколько тысяч лет, несмотря на то, что ему постоянно что-то угрожает – от перемены течений до хищных видов морских звезд. Кораллы умирают легко, а риф в целом демонстрирует гибкость и даже будто бы хитрость. Его «поведение» позволило системологам говорить о мультиразумности подобных комплексов. Системе образования приходится выживать похожим образом в сложной и непонятной ситуации, когда один «черный лебедь» сменяется другим. Темой вторничного семинара Инобра стал доклад «Образовательная экосистема: контексты и кейсы» профессора НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Олега Прикота.

Рынку EdTech нужен инструмент проверки обещаний – его придумали в Инобре и опробовали на Яндекс.Практикум и Нетологии

Рынку EdTech нужен инструмент проверки обещаний – его придумали в Инобре и опробовали на Яндекс.Практикум и Нетологии
Рынок EdTech сам по себе очень молод, а пандемия здорово подстегнула его развитие. Мы начали привыкать и к тому, что возможны самые разные варианты дистанционной работы и учебы, и приняли тот факт, что иногда меняться приходится очень быстро – осваивать профессии, подтягивать квалификацию… Онлайн-продуктов, платформ, курсов появляется множество, а проверить их качество (и вообще понять, что является показателем их качества) – это по-прежнему сложная задача, о которой много спорят. Вариант, каким может быть такой инструмент, представили на вторничном семинаре Инобра. Пока это еще «пилот», но, возможно, в будущем из него вырастет методика, востребованная во всем секторе обучения взрослых.

Программы для предпринимателей нужно «прицелить» – пока создатели курсов не могут определить, кого хотят учить и как оценивать результат

Программы для предпринимателей нужно «прицелить» – пока создатели курсов не могут определить, кого хотят учить и как оценивать результат
На вторничном семинаре Инобра часто вспоминали сегодняшний день: экономический кризис, неопределенность любых планов, связанных с бизнесом и финансами. С одной стороны, не лучшее время для предпринимателей – а обучающие программы для них как раз были темой семинара. С другой стороны, в широком смысле предпринимательство – это близко к агентности, к самостоятельности, к умению действовать даже в полном хаосе. И как раз этого качества сегодня многим не хватает. Способны ли образовательные курсы каким-то образом его развивать – один из главных вопросов семинара.

Обсуждали результаты исследования, выполненного в Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования Инобра. Павел Сорокин, Александр Повалко и Юлия Вятская изучили российский ландшафт обучения предпринимательству в неформальном секторе и предложили несколько решений, которые помогут «учить бизнесу» (а в более широком понимании – учить самостоятельности и активности).

В престижные вузы идут не только за выгодой: кто и почему пользуется социальными лифтами в образовании – обсудили 
на вторничном семинаре Инобра

В престижные вузы идут не только за выгодой: кто и почему пользуется социальными лифтами в образовании – обсудили 
на вторничном семинаре Инобра
В рассказе О’Генри главный герой говорит: не так важно, какую дорогу мы выбираем, гораздо важнее то, что заставляет нас выбирать именно эту дорогу. Чтобы выяснить, что движет социальной мобильностью, эксперты провели серию  развернутых интервью со студентами – участниками программы «Социальный лифт». Биографические интервью позволили по-новому и более глубоко взглянуть на проблему социальной мобильности и образовательного неравенства. О результатах первого этапа масштабного исследования, которое планируется продолжать, рассказали научные сотрудники Института образования НИУ ВШЭ Дмитрий Куракин и Тамара Кусимова.

Научиться мыслить или получить диплом? – Студенты приходят за вторым, но нужно вернуть главную роль первому: ученые из Гарварда на вторничном семинаре Инобра

Научиться мыслить или получить диплом? – Студенты приходят за вторым, но нужно вернуть главную роль первому: ученые из Гарварда на вторничном семинаре Инобра
Все знают, как выглядят западные колледжи и университеты. В основном, благодаря голливудским фильмам и молодежным сериалам. Однако о том, что реально скрывается за красивыми фасадами, практически ничего не известно. Чтобы получить достоверные данные о вузовской жизни, ученые Гарвардской высшей школы образования Говард Гарднер и Венди Фишман провели масштабный опрос. Интервью давали более 2 тысяч человек из 10 американских колледжей: студенты, выпускники, преподаватели, родители и попечители вузов. Ученые пришли к неутешительному выводу: вузы теряют представление о своей ключевой миссии – учить студентов мыслить широко. Эта проблема не имеет национальной окраски, она одинаково актуальна для высшего образования во всем мире. На вторничном семинаре Инобра авторы представили книгу « Реальный мир колледжа: что такое высшее образование и каким оно может быть». В ней поделились не только своими опасениями, но и советами по развитию высшего образования.

Высшее образование раскидывает сети – на открытом семинаре Инобра обсудили «распаковку» университетов

Высшее образование раскидывает сети – на открытом семинаре Инобра обсудили «распаковку» университетов
Сегодня у студентов все больше ожиданий от высшего образования: важны не только его доступность и качество, но и возможность настроить «под себя». Программы вузов становятся более гибкими, но по-прежнему остаются в рамках одного университета, а значит, выбор траекторий обучения ограничен. Бурное развитие дистанционных технологий привело в высшее образование сильных игроков – от крупных IT-компаний до работодателей из высокотехнологичных сфер. Как высшее образование адаптируется к новой реальности обсудили на вторичном семинаре Инобра.

Уязвимые в сети – малообеспеченным и иностранным студентам оказалось сложнее при переводе занятий в цифровую среду

Уязвимые в сети – малообеспеченным и иностранным студентам оказалось сложнее при переводе занятий в цифровую среду
В каком формате вузы будут учиться этой весной? Чтобы определиться, стоит изучить результаты масштабного исследования, которое проводилось с марта 2020 – с начала первого локдауна. Его целью было оценить, как в университетах реагировали на пандемию и что делали, чтобы сохранить качество обучения в новых условиях. Опросы охватили и более чем 60 тысяч человек, большая половина из которых студенты, и сейчас ученые анализируют массив данных. На вторничном семинаре эксперты Инобра и Томского государственного университета, принимавшие участие в исследовании, обсудили, как переживают пандемию студенты из разных социальных групп.

Чему детей и взрослых могут научить «ловушки» и «неберушки» – задачное творчество для олимпиад и не только обсудили на вторничном семинаре Инобра

Чему детей и взрослых могут научить «ловушки» и «неберушки» – задачное творчество для олимпиад и не только обсудили на вторничном семинаре Инобра
Можно себе представить, как работают авиаконструкторы. По крайней мере, их творческий процесс описан в мемуарах и биографических книгах. О том, как работают авторы головоломок, задачников для учебы и развивающих игр, неизвестно почти ничего – нет ни методик, ни универсальных подходов. При том, что процесс решения задач более-менее изучен в педагогической науке, их создание почти не попадало в центр внимания. Для всех, кто интересуется обучением через игру, тему открывает Александр Поддьяков – известный российский психолог, ординарный профессор Вышки. На открытом семинаре по образованию он выступил с лекцией «Создание проблемных ситуаций и задач как творчество».

Школьники устали от цифровой трансформации – и другие выводы о том, как технологии приживаются в школах – на вторничном семинаре Инобра

Школьники устали от цифровой трансформации – и другие выводы о том, как технологии приживаются в школах – на вторничном семинаре Инобра
На последнем в 2021 году вторничном семинаре Инобра больше всего спорили о том, что вообще такое цифровая трансформация и зачем она нужна школе. Кажется, это главный дискуссионный вопрос – и не только для семинара: по словам докладчиков, разное понимание есть и у самих школ, и у органов управления. Обсудили первые выводы мониторинга цифровой трансформации, который команда Инобр вела на протяжении прошлого учебного года при поддержке коллег из всех 85 регионов России.

Внешкольное образование теряет приставку «Вне—»: хорошо это или плохо – обсудили на вторничном семинаре Инобра

Внешкольное образование теряет приставку «Вне—»: хорошо это или плохо – обсудили на вторничном семинаре Инобра
30 лет назад распался Советский Союз. К этой дате исследователи из Центра общего и дополнительного образования имени Пинского приурочили первые результаты своего большого проекта. Он посвящен внешкольному образованию в странах бывшего СССР. Его изучают в самых разных аспектах, по итогам этой работы появится целая книжная серия. На вторничном семинаре обсудили исследование инфраструктуры внешкольного образования.