• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Пять опор для прекрасной школы будущего

Инобр открыл набор в аспирантуру на трек «Измерения и оценивание в образовании». Его придумали и разработали вместе с школой Линча Бостонского колледжа, одним из сильнейших психометрических центов, и Всемирным банком. Трек – своего рода представительство точных наук в гуманитарной аспирантуре: на него поступают и математики, и те, кто занимался статистикой, но заинтересовался новыми возможностями, которые открывает сфера образования. Эти возможности велики – доказывает опыт первых выпускников трека, которые получают дипломы аспирантуры (и, надеемся, следом PhD) в этом году. Каждый из аспирантов работает над инструментом или методикой, которые уже востребованы в российской школе. Это части масштабных проектов, которые должны изменить к лучшему школьную жизнь, учебу и будущее сотен и тысяч людей. Рассказываем про первую пятерку работ выпускников «Измерений и оценивании в образовании», выходящих на защиту.

Пять опор для прекрасной школы будущего

Элен Абдурахманова
Стажер-исследователь Центра психометрики и измерений в образовании

Элен Абдурахманова исследует факторы, важные для учебы первоклассника. В дошкольном образовании ничего нельзя измерять, нормативов для детских садов нет, да и не все дети ходят в садик. В итоге ребенок на входе в школу может неплохо читать и считать, а может не уметь вообще ничего. Плюс разная психологическая готовность, способность идти на контакт и другие, как это названо в исследовании, «факторы когнитивного и некогнитивного развития». Чтобы ребенок порадовался, что в школе ему комфортно и всё получается, а не замкнулся из-за страха и первых неудач, нужно правильно настроить обучение, а главное – правильно тестировать.

Такой инструмент создан в Инобре, он называется СТАРТ, этот тест уже с успехом применяют во многих школах, а Элен входит в команду разработчиков. В первую очередь СТАРТ позволяет учителю оценить навыки понимания текста, чтения, счета первоклассника. Элен входит в группу, которая занимается развитием математической части “когнитивного” блока инструмента. Однако, большая исследовательская работа направлена на изучение  «учительских ожиданий», на чем они основаны, в каких случаях они играют на пользу успехам ребенка, а когда во вред. Ее статью об учительских ожиданиях можно прочитать здесь.  



Ирина Угланова
Младший научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании

Измерить креативность и другие навыки 21 века  сложнее, чем чтение или счет, но и для этого создаются инструменты. Качество работы инструментов измерения сложных конструктов изучает Ирина УглановаЧтобы объективно и достоверно оценить, насколько развиты критическое мышление и креативность, нужны задания особого формата – задания сценарного типа. Тестируемый не просто отвечает на вопросы, а находит выходы из самых разных ситуаций, которые напоминают его опыт – от оформления домашнего аквариума и до создания персонажа фантастической истории. Тема диссертации Ирины – валидизация инструментов сценарного типа, то есть подтверждение правильности результатов тестов, измеряющих характеристики со сложной структурой. О том, как Ирина и ее коллеги проверяли качество инструмента для учеников четвертого класса, можно прочитать здесь.

 


Александра Михайлова
Младший научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования

От измерений, которые может сделать учитель – к тому, как они могут воплотиться в школьную программу. Над этим работает аспирантка Александра Михайлова. В центре ее внимания – не столько технологии, которые помогают сформировать критическое мышление и креативность у школьников, сколько восприятие этих технологий учителями. Как известно, самая консервативная часть общества. Можно разработать любые инструменты и методики, но то, как они будут работать, зависит от отношения и умения учителя ими пользоваться.

О том, как развивать «навыки 21 века» на предметных уроках, известно немного. Александра Михайлова построила свою диссертацию на интервью с учителями, опросах, наблюдениях на уроках, сама создавала учительские команды. Она исследует задания, которые соединяют новые компетенции с «предметными» требованиями ФГОСов и другими нормативами, опробовала их в школах, предложила методики, как учитель может эти задания оценивать. Кстати, результаты этой работы воплотились не только в научных статьях, но и в практических советах учителю, которые Александра Михайлова написала вместе со своим руководителем Мариной Пинской.

 


Роман Звягинцев
Младший научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского

Далеко не всё зависит только от учителя и ученика: на образовательный результат влияет среда, в которой работает школа. Роман Звягинцев готовит к защите диссертацию «Резильентные школы в России: методы определения и практики работы». Так называют те учебные заведения, где учительские практики позволяют добиваться лучших результатов, чем можно было бы ожидать в этом районе или селе. Эти практики можно масштабировать. Исследованием феномена резильентных школ Инобр занимается уже несколько лет.

Роман Звягинцев изучает, как различаются личностные характеристики учеников в резильентных и условно «неблагополучных» школах и какие качественные методы исследования помогают выявить эффективные стратегии. Одну из недавних статей, написанную Романом и соавторами, можно прочитать здесь: она подготовлена по результатам экспедиции в сельские районы Томской области и Якутии.

 


Юлия Керша
Стажер-исследователь Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского

Малоизученный фактор, который влияет на результаты учебы – это контингент, который сложился в школе, или, как это называется на языке науки, социально-экономическая композиция. Аспирантка Юлия Керша предложила методику – как можно измерить влияние этой композиции на образовательные результаты. Эта методика позволит определить школы, ученики которых нуждаются в адресной поддержке – кстати, часто это школы во вполне благополучных районах, неплохо обеспеченные, которые и не осознают себя в «группах риска».      

Юлия применила модель анализа, благодаря которой смогла выявить, как влияет на успеваемость каждого именно контингент школы, независимо от  таких более привычных для исследований факторов, как пол, образование родителей, социально-экономический статус семьи, размеры населенного пункта и т.д.  В перспективе результаты исследования  позволят давать оценку эффекту школьного контингента на результаты  и строить работу школы с его учетом. Об исследовании можно прочитать здесь.




В этом году на треке «Измерения и оценивания аспирантуры» – пять новых мест. Приглашаем тех, кто знаком с базовой статистикой, интересуется измерениями, тестами, анализом данных. Не обязательно с опытом в сфере образования, но с интересом к ней, который вы готовы обосновать в мотивационном письме.

Напомним, что прием в аспирантуру уже идет и продлится до 12 марта. Чтобы подать заявление на трек «Измерения и оценивание в образовании», нужно указать его в заявлении и приложить к документам мотивационное письмо. Предварительно можно проконсультироваться с директором аспирантской школы Евгением Терентьевым: eterentev@hse.ru