• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Новости

Учителя сбиваются в «цифровые стаи»: раскрыта тайная жизнь «невидимого колледжа» Москвы

Учителя сбиваются в «цифровые стаи»: раскрыта тайная жизнь «невидимого колледжа» Москвы
Тысячи московских учителей формируют виртуальные «цифровые стаи» и даже не подозревают об этом. Педагог и исследователь Евгений Патаракин раскрыл это явление в своей новой монографии. Книга вышла в издательстве МГПУ. Автор создал ее вместе со студентами курса «Построение сетевых сообществ», который проходит на базе Института образования ВШЭ. Они выяснили, что в эпоху цифровых платформ учебные материалы больше не рождаются в кабинетах одиночек. Теперь знания появляются благодаря коллективному творчеству людей, которые могут никогда не встречаться лично.

В ловушке alma-mater: почему стены родного университета помогают не всегда

В ловушке alma-mater: почему стены родного университета помогают не всегда
Почти половина российских ученых никогда не меняет свой университет после защиты диссертации. Это явление, известное как «академический инбридинг», может серьезно влиять на научную карьеру, как показало диссертационное  исследование Виктории Слепых.

Студенты в «лифте»: как учатся в ВШЭ участники программы поддержки абитуриентов из регионов

Студенты в «лифте»: как учатся в ВШЭ участники программы поддержки абитуриентов из регионов
Студенты из семей с низким доходом, которые поступили в ВШЭ по программе «Социальный лифт», учатся так же успешно, как их однокурсники. Их средний балл всего немного ниже, чем у тех, кто поступил на общих основаниях. Это показало исследование Елены Тарасовой, которая проанализировала результаты первокурсников за первые три года работы проекта.

Вниз по социальной лестнице? Высшее образование больше не гарантирует успеха

Вниз по социальной лестнице? Высшее образование больше не гарантирует успеха
Высшее образование больше не гарантирует быстрого повышения социального статуса. Анастасия Лукина, Вера Мальцева и Наталья Розенфельд выяснили, что многие выпускники вузов не чувствуют улучшения своего положения в обществе с получением образования.

Неравное творчество: почему талантливым детям не хватает среды для развития

Неравное творчество: почему талантливым детям не хватает среды для развития
Кажется, что сегодня для творчества есть все условия: кружки, онлайн-курсы, студии. Но на деле доступ к ним далеко не равный. В крупных городах дети ходят в современные арт-школы и медиастудии, а где-то максимум можно записаться в кружок, где годами ничего не меняется. Эксперты объяснили, почему так происходит и что с этим делать.

ИИ, войдите в класс

ИИ, войдите в класс
И все же, несмотря на вполне оправданный скепсис, 75,5% педагогов в РФ уже имеют опыт использования ИИ для решения профессиональных задач. Таковы данные опроса Лаборатории инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ. Впрочем, 24,4% из них применяли ИИ-инструменты лишь несколько раз, и эта практика не стала для них постоянной.

Университеты поделились на троих: одни ушли в науку, другие — в производство, а третьи до сих пор в поисках

Университеты поделились на троих: одни ушли в науку, другие — в производство, а третьи до сих пор в поисках
Серьезные различия в качестве и направлении работы российских университетов возникли после реформ 2000-х годов. Одни вузы превратились в научные центры, другие стали опорой промышленности, а третьи до сих пор ищут свое место в образовании. Это показало масштабное исследование лаборатории «Развитие университетов», которое охватило 485 государственных вузов за восемь лет.​​​​​​​​​​​​​​​​

Индустрии туризма нужно до двух миллионов новых работников

Индустрии туризма нужно до двух миллионов новых работников

Внутренний туризм в России бьет рекорды: в 2024 году россияне отправились в путешествия по стране более 91 млн раз — почти на 14% чаще, чем год назад.

Западный дрейф: почему студенты покидают регионы и как это изменить​​​​​​​​​​​​​​​​

Западный дрейф: почему студенты покидают регионы и как это изменить​​​​​​​​​​​​​​​​
Каждый год тысячи выпускников со всей России едут учиться в Москву, Санкт-Петербург и Казань. В результате четверть всех студентов страны сейчас учится всего в двух городах — Москве и Петербурге. Почему так происходит?

В поисках капитала гранта: Минобрнауки распределит 30 млрд руб. на 119 вузов

В поисках капитала гранта: Минобрнауки распределит 30 млрд руб. на 119 вузов
Как пишет «Коммерсант», в 2025 году финансирование в рамках программы поддержки университетов «Приоритет 2030» получат 119 вузов. Участников отбирали по обновленным правилам: кандидаты должны были представить стратегические проекты, направленные «на достижение технологического лидерства как одной из национальных целей развития России».