• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Новости

Талант наконец-то разглядели в структуре мозга, но это не говорит о врожденных способностях детей

Талант наконец-то разглядели в структуре мозга, но это не говорит о врожденных способностях детей

Кто такие одаренные дети, все примерно знают (есть и программы их поддержки в системе образования). А что именно считать одаренностью, в каких конкретно признаках она проявляется — здесь с точными понятиями всегда возникают затруднения. Хорошая новость: современная наука, похоже, понимает, как работает мозг таких детей и в чем конкретно, «физически» проявляется одаренность. Плохая новость, что по-прежнему мало известно, откуда берется талант или склонность к тем или иным сферам знаний, врожденное ли это свойство или развивается семьей и школой. Сложности этих вопросов (в том числе этические) обсудили на семинаре «Нейронауки об образовании».

«Рецепты» воспитания: пандемия подсказала путь к развитию активной самостоятельности детей

«Рецепты» воспитания: пандемия подсказала путь к развитию активной самостоятельности детей
Нас всю жизнь учат следовать правилам: под это заточена и школа, и вся система образования в целом. Однако в новом мире более востребованными могут стать другие качества — не исполнительность, а умение самому принимать неочевидные решения, менять правила, искать, рисковать. То, что современная наука определяет зонтичным термином «агентность» или проактивность, и то, что стало предметом исследований в стратегическом проекте Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Но как конкретно учить этому детей и подростков, понимания пока нет. Первый шаг в этом направлении делают в Институте образования. Исследователям Михаилу Гошину, Павлу Сорокину и Сергею Косарецкому удалось выделить закономерности развития проактивности школьников во время пандемии.

«Мне хорошо в школе, но что-то здесь не так»: почему многие учителя хотят уйти вопреки любви к профессии

«Мне хорошо в школе, но что-то здесь не так»: почему многие учителя хотят уйти вопреки любви к профессии
Самочувствие учителей исследуют в Инобре давно, а в обществе эта тема обсуждается еще дольше. Высокая нагрузка, низкий доход, возрастной перекос профессии, в которой часто не находится места молодым — обо всем этом говорят уж лет 30, несмотря на все меры по поддержке педагогов. Ничего не меняется? Или перемены есть, но их недостаточно и надо что-то другое? Тему обсуждали на вторничном семинаре Инобра. С докладом о самочувствии учителей и их готовности (или не готовности) к инновациям, умении адаптироваться выступили Татьяна Мерцалова и Сергей Заир-Бек, научные сотрудники Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского.

Чем поможет школе Пушкин с бородой: на «Мастерской учителя» обсуждали, как оживить классику

Чем поможет школе Пушкин с бородой: на «Мастерской учителя» обсуждали, как оживить классику
Уроки литературы — это ужасно скучно, по крайней мере, так принято считать. И потому, что сейчас дети в принципе читают меньше, чем прошлые поколения. И потому, что даже читающие находят себе что-то поновее и поинтереснее, чем та череда тоскливых (на взгляд школьника) томов и одинаковых на вид классиков из 19 века, которых «впаривают» на уроке.  Что с этим делать — обсуждали в рамках очередной «Мастерской учителя». Ее гость, издатель детских книг и журналов (в частности, «Классного журнала») Алексей Ходорыч, предложил проект по оживлению русских классиков для школы — «Литературная одиссея».

Заказывайте — переведем на русский: снова собираем идеи для «Библиотеки журнала «Вопросы образования»

Заказывайте — переведем на русский: снова собираем идеи для «Библиотеки журнала «Вопросы образования»
«Второй год собираем предложения о переводе книг, которые отвечают нескольким критериям: актуальная по проблематике, с высокой цитируемостью, входящая в топовые рейтинги издательств, университетов, книжных ярмарок или профильных изданий. А главное – книга никогда ранее не должна была быть издана на русском языке. Команда «Библиотеки журнала «Вопросы образования» постарается сделать все, чтобы лучшие книги нашли своих читателей», – рассказала профессор Инобра Виктория Пичугина.
Свои предложения можно написать Виктории Пичугиной: vpichugina@hse.ru. Узнать больше о «Библиотеке журнала «Вопросы образования» и о ее новинках можноздесь

Успех не такой, как у всех: ученые «расшифровали» ценности крафтовых предпринимателей

Успех не такой, как у всех: ученые «расшифровали» ценности крафтовых предпринимателей
Традиционный бизнес похож на фабрику по выкачиванию денег из вселенной. Что бы предприниматель ни делал, его основной задачей остается получение стабильной прибыли. Совсем не похожа на это логика тех, кого называют крафтовыми предпринимателями — людей, которые пытаются превратить в бизнес свое хобби. Они производят штучный товар, признавая, что заработок не самое главное: кто-то выпекает особенные пряники или делает крем-мед, кто-то — авторские украшения или косметику. Как устроен мир для этих людей, в чем проявляется их самостоятельность и агентность, в чем таятся опасности и барьеры, изучили сотрудники Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Их работа получила поддержку в рамках стратегического проекта Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире».

Умер Марк Зелман

Умер Марк Зелман
Трагическая новость пришла из Стамбула — скоропостижно скончался Марк Зелман, один из ведущих мировых специалистов в области оценки и мониторинга качества образования. Марк участвовал в создании множества тестов для разных стран, был специалистом Всемирного банка и руководителем нескольких экспертных групп. Для нас это большая потеря: все эти годы Марк оставался другом, партнером и консультантам Центра психометрики и измерений образования, выступал на наших летних школах, помогал нам в разработке российских инструментов. Институт образования соболезнует родным и близким Марка Зелмана. Несколько слов о нем написал главный научный сотрудник Инобра Исак Фрумин.

Оценка качества не будет прежней: что меняется с переходом высшего образования в онлайн

Оценка качества не будет прежней: что меняется с переходом высшего образования в онлайн
Из-за вынужденного перехода в онлайн студенты потеряли в качестве образования — все это уже знают. Но проблема не в самом новом формате, а в том, что надо было «перестать в онлайне учить, как в офлайне, а для этого понадобилось время», уверена Татьяна Хавенсон, старший научный сотрудник Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании. На секции «Цифровизация в высшем образовании» они с коллегой из Центра социологии высшего образования Анной Корчак представили идеи по новой концепции оценки качества обучения в вузе.

Все равно списывают: как ученики воспринимают «перевернутый класс» и другие новации

Все равно списывают: как ученики воспринимают «перевернутый класс» и другие новации
После пандемии школа быстро меняется. Всё популярнее различные модели смешанного обучения такие, как «перевернутый класс», «ротация станций»… Последние оказались предметом исследования аспирантки Инобра Мадины Давлатовой, результаты которого опубликованы в журнале «Педагогика и психология образования». Мадина провела исследование мнений нескольких десятков учителей, применяющих эти модели в школах разных российских городов. А также — анонимный опрос 300 учеников, которые учатся в их классах. Сопоставление ответов позволило понять, в чем педагоги идеализируют эффекты методик, а в чем впечатления учителя и класса совпадает.

Кто назначает «святых» в науке?: на вторничном семинаре обсуждали, откуда берутся каноны в социальных дисциплинах

Кто назначает «святых» в науке?: на вторничном семинаре обсуждали, откуда берутся каноны в социальных дисциплинах
E=mc2. Так написано в учебниках, и так и есть в реальности, поэтому к содержанию образования по естественным наукам особо нет вопросов. Социальные науки — совсем другое дело. Что, почему и кем признается в них каноническим, может ли заменяться и отменяться — эти вопросы стали темой вторничного семинара Инобра. Участниками дискуссии выступили эксперты в трех областях: политологию представлял доцент Вышки Илья Локшин, в прошлом руководитель одноименной образовательной программы, социологию — директор Центра академического развития студентов и социолог науки Андрей Кожанов. Инобр представляла аналитик Лаборатории проектирования содержания образования Александра Ченцова: сфера ее интересов — куррикулум в области литературы.