• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Для аспирантов и магистрантов

Аспиранты и магистранты принимаются в центры Института образования по следующим приоритетным направлениям:

Центр исследований современного детства (подробнее здесь)

Контактное лицо: Елизавета Сивак, esivak@hse.ru

  • Психологическое благополучие учащихся в цифровом веке.
  • Влияние социального окружения на учащихся.
  • Онлайн-поведение детей и подростков.
  • Искусственный интеллект в образовании.
  • Практики конструирования детства и ребенка в СМИ.
  • Самостоятельность современного подростка: траектории развития.
  • Родительский контроль (в т.ч. за онлайн-поведением) и пространство поддержания детской автономии.
  • Практики секретности и автономия подростков.
  • Влияние характеристик среды на раннее развитие ребенка.
  • Изучение родительских практик.
  • Проектная деятельность (ПД) школьников (контактное лицо по этой теме Алексей Обухов — aobuhov@hse.ru)

                    Лаборатория культурсоциологии и антропологии образования (подробнее здесь)

                    Контактное лицо: Екатерина Павленко, epavlenko@hse.ru

                    • Культурные факторы образовательного выбора в контексте неравенства.
                    • Культурные, институциональные и социоэкономические факторы выхода на рынок труда.
                    • Нарративы образовательного выбора и взросления. 
                    • Классовая культура, мобильность и карьерно-образовательный выбор.
                    • Роль образов успешности, «достойной жизни» и других культурных образцов в формировании образовательной и профессиональной траектории.
                    • Культурные факторы и  механизмы принятия образовательных решений на разных этапах траектории (в 9 классе, в 11 классе).
                    • Образовательный выбор и неравенство в условиях общества риска и позднего модерна.

                    Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского  (подробнее здесь)

                    Контактное лицо: Заир-Бек Сергей Измаилович, szair-bek@hse.ru

                    • Дифференциация территориальных систем образования: проявления на различных уровнях образования, факторы, подходы к типологизациТрансформация советской школы в постсоветских странах. Исследование транзитного периода.
                    • Механизмы воспроизводства и формирования социального неравенства в общем дополнительном (неформальном) образовании детей.
                    • Развитие неформального сектора образования для детей.
                    • Стратегии участия семей в общем и дополнительном образовании: особенности в различных группах, тенденции и факторы изменений.
                    • Сравнительный анализ эффективности политик и конкретных проектов улучшения качества образования в школах, работающих в сложных социальных условиях.

                    Центр психометрики и измерений в образовании  (подробнее здесь)

                    Контактное лицо: Ирина Брун, ibrun@hse.ru

                    • Роль социального и эмоционального развития/некогнитивных навыков в образовательном процессе.
                    • Эффективность мероприятий, направленных на развитие социальных и эмоциональных навыков детей и подростков. 
                    • Измерение процессов узнавания лиц и распознавания  эмоций и их когнитивные и некогнитивные предикторы в школьном возрасте.
                    • Автоматическое оценивание ответов на задания с помощью алгоритмов машинного обучения.
                    • Использование данных различной природы, в том числе, цифровых следов, для анализа цифровых измерительных инструментов.
                    • Изучение связи между интерфейсом измерительного инструмента и его психометрическими свойствами.
                    • Автоматическая генерация заданий, обладающих заранее заданными психометрическими характеристиками.
                    • Разработка обучающих систем, основанных на оценивании (assessment as learning) .
                    • Использование дополнительной информации (в том числе времени ответа) для повышения точности оценивания и/или улучшения психометрических характеристик цифровых инструментов .
                    • Разработка и валидизация инструментов измерения универсальных компетентностей (цифровая грамотность, ИК компетентность, 4К) .
                    • Разработка и валидизация инновационных инструментов измерения в образовании, измерение прогресса.
                    • Психометрические проблемы инновационных инструментов оценивания в образовании.
                    • Разработка и валидизация инструментария оценивания навыков критического мышления студентов вузов.
                    • Обоснование сопоставимости шкал и возможности проведения межстрановых сравнений при проведении международных сравнительных исследований в образовании.
                    • Психометрические проблемы массовых процедур тестирования (деятельность экспертов, установление пороговых баллов, параллельность вариантов и др.).

                                              Лаборатория инноваций в образовании (подробнее здесь)

                                              Контактное лицо: Диана Королева, dkoroleva@hse.ru

                                              • Модели (практики) взаимодействия несистемных (низовых) инноваций с формальной системой образования.
                                              • Факторы выживаемости низовых инноваций в области образовании.
                                              • Диффузия и масштабирование низовых инноваций в области образования.
                                              • Исследование трендов в образовании с помощью Machine Learning.
                                              • Формирование команд низовых инноваций в области образования.
                                              • Изучение образовательной экосистемы в регионах России.
                                              • Детерминанты инновационного поведения по материалам самопрезентации в социальной сети.
                                              • Исследование роли низовых инноваций  в процессе модернизации российского образования.
                                              • Адапторско-инноваторский когнитивные стили мышления различных акторов образовательного процесса.

                                                            Лаборатория образовательного права (подробнее здесь)

                                                            Контактное лицо: Семен Янкевич, syankevich@hse.ru

                                                            1. Федерализм в образовании
                                                            • Федерализм в образовании в национальном и международном праве.
                                                            • Федерализм в образовании в сравнительных перспективах.
                                                            • Предмет совместного ведения в области политики и в области образования (возникающие конфликты и несоответствия).
                                                            • Лучшие практики федерального и регионального сотрудничества в области образовательной политики.
                                                            • Судебная практика федеральных и региональных судов по федерализму в образовании.
                                                                  2. Право на образование
                                                                  • Содержание права на образование (базовый уровень,гарантии образовательной мобильности и равенство доступа к образованию).
                                                                  • Права человека и право на образование.
                                                                  • Способы защиты права на образование.
                                                                  • Правовое регулирование содержания образования.
                                                                  • Права родителей в образовании.
                                                                  • Роль международного права в национальном законодательстве об образовании.
                                                                  • Обучение на протяжении всей жизни.
                                                                  • Неформальное образование.
                                                                              3. Неравенство в образовании
                                                                              • Концепция равных возможностей в образовании.
                                                                              • Препятствия в доступе к образованию.
                                                                              • Равенство учащихся в учебном процессе.
                                                                              • Правовые механизмы преодоления неравенства в образовании.
                                                                              • Позитивные действия / Позитивная дискриминация.
                                                                                    4. Подотчетность и автономия
                                                                                    • Система управления учебной организацией и преподавательским составом.
                                                                                    • Участие в управлении образовательной организацией общественности и родителей.
                                                                                    • Государственное и негосударственное участие в системе подотчетности.
                                                                                    • Правовой статус преподавателей в национальных и сравнительных перспективах: права, обязанности и ответственность.
                                                                                    • Правовой статус директоров школ в национальных и сравнительных перспективах: права, обязанности и ответственность.
                                                                                    • Участие студентов в управлении образовательной организацией.
                                                                                    • Государственный контроль и надзор над образовательными организациями.

                                                                                              Центр социологии высшего образования (подробнее здесь)

                                                                                              Контактное лицо: Евгений Терентьев, eterentev@hse.ru

                                                                                              • Модели организации аспирантской подготовки и их эффективность.
                                                                                              • Научное руководство аспирантами в российских вузах.
                                                                                              • Трансформация работы университетских преподавателей в условиях цифровизации.

                                                                                                Международная лаборатория оценки практик и инноваций в образовании (подробнее здесь)

                                                                                                Контактное лицо: Анастасия Капуза,akapuza@hse.ru

                                                                                                • Стратегии учителей по использованию диджитал-ресурсов в учебном процессе.
                                                                                                • Онлайн-обучение и его эффективность.
                                                                                                • Дистанционное обучение в вузах / колледжах.
                                                                                                • Взаимодействие преподавателей, учащихся и их родителей в цифровой среде.
                                                                                                • Особенности использования учителями различных цифровых инструментов в образовательном процессе.
                                                                                                • Экспериментальные и квазиэкспериментальные исследования инноваций в образовании.
                                                                                                • Неравенство в сфере цифровизации образования.
                                                                                                Лаборатория «Развитие университетов» (подробнее здесь)

                                                                                                Контактное лицо: Дарья Платонова, dplatonova@hse.ru

                                                                                                • Роль массовых систем высшего образования в развитии общества и индивидов (экономический, социальный и культурный аспект).
                                                                                                • Оценка эффективности и результативнсоти университетов и их вклад в социально-экономическое и инновационное развитие регионов.
                                                                                                • Сравнительное исследование доступности высшего образования и неравенства.
                                                                                                • Наука в университетах постсоветского пространства.
                                                                                                • Исследования региональной дифференциации в высшем образовании и роли университетов в развитие регионов.
                                                                                                • “Распаковка” высшего образования (руководитель И.Д.Фрумин).

                                                                                                        Центр развития навыков и профессионального образования  (подробнее здесь)

                                                                                                        Контактное лицо: Федор Дудырев, fdudyrev@hse.ru

                                                                                                        • Региональные системы среднего профессионального образования Российской Федерации: их типология и модели реструктуризации сети профессиональных образовательных организаций.
                                                                                                        • Реформы в среднем профессиональном образовании Германии, Китая, Российской Федерации: сравнительный анализ.
                                                                                                        • Международный показатели эффективности национальных систем СПО: подходы ОЭСР, Мирового банка, ЮНЕСКО, WorldSkills International и других международных организаций.
                                                                                                        • Технологические инновации в системе среднего профессионального образования: российские и зарубежные практики.
                                                                                                        • Профессиональная педагогика: ученичество, дуальное обучение, симуляторы и тренажеры в профессиональном образовании и подготовке.

                                                                                                              Лаборатория профилактики асоциального поведения (подробнее здесь)

                                                                                                              Контактное лицо: Иван Коновалов, ikonovalov@hse.ru

                                                                                                              • Исследование образовательных  и семейных факторов школьного насилия и травли.
                                                                                                              • Социальная перцепция агрессивных подростков.

                                                                                                              Лаборатория проектирования содержания образования (подробнее здесь)

                                                                                                              Контактное лицо: Тарас Пащенко, tpaschenko@hse.ru

                                                                                                              • Сравнительная социология знания в школе: отражение в учебном плане социокультурных ценностей и задач социально-экономического развития общества и его идеологии, их влияние на определение обязательного ядра учебного плана и планируемых образовательных результатов, а также на соотношение обязательного для всех «ядра» и части, формируемой самостоятельно школами, учителями. 
                                                                                                              • Структурирование образовательных программ: выделение ключевых понятий и вопросов, «больших идей»; выделение умений и связь умений с ключевыми понятиями; формулирование образовательных результатов; принципы разворачивания понятий, умений, результатов по ступеням обучения. Приоритетные для центра области: обществознание, история, экономическая география; начальная школа.
                                                                                                              • Эволюция понятия грамотности в современном мире, подходов к определению границы неграмотности (с учетом глобальных трендов, социальной и технологической трансформации общества и социальных процессов и т.д.).  
                                                                                                              •  Проектирование образовательных программ, предполагающих развитие универсальных компетентностей и новой грамотности одновременно с изучением «традиционного» предметного знания.
                                                                                                              • Педагогические практики реализации образовательных программ, структурированных относительно ключевых понятий и «больших идей» и ориентированных на овладение универсальными компетентностями и новой грамотностью.
                                                                                                              • Воспроизводимые и масштабируемые принципы разработки учебных заданий, способствующих развитию универсальных компетентностей и новой грамотности на базе предметного контента.
                                                                                                              • Проектирование практико-ориентированных программ подготовки педагогических кадров.
                                                                                                              • Развитие профессиональной позиции учителя в системе педагогической магистратуры.
                                                                                                              • Профессиональная культура учителя как предмет междисциплинарного исследования.

                                                                                                                            Центр финансово-экономических решений в образовании (подробнее здесь)

                                                                                                                            Контактное лицо: Кирилл Зиньковский, kzinkovsky@hse.ru

                                                                                                                            • Внутренние и внешние факторы изменения эффективности образовательных организаций.
                                                                                                                            • Динамика цен, зарплат, производительности труда в высшем образовании (на макроуровне или на микроуровне).
                                                                                                                            • Экономика онлайн образования в университетах: удается ли преодолеть баумолевскую болезнь издержек.
                                                                                                                            • Влияние эффективного контракта на результаты труда преподавательского состава образовательных организаций (качество преподавания, методической работы и научных исследований).
                                                                                                                            • Изменения в распределении ресурсов между образовательными организациями после введения нормативно-подушевого финансирования (в РФ, в отрасли, в регионе).
                                                                                                                            • Потребительский выбор семей в системе персонифицированного финансирования образовательных программ.

                                                                                                                                    Лаборатория цифровой трансформации образования (подробнее здесь)

                                                                                                                                    Контактное лицо: Иван Карлов, ikarlov@hse.ru

                                                                                                                                    • Учебные симуляторы в системе технических средств обучения.
                                                                                                                                    • Эволюция дидактической игры в эпоху цифровой трансформации образования.
                                                                                                                                    • Проектная деятельность в системе дидактической игры.
                                                                                                                                    • Образовательные видеоигры: теория и практика.
                                                                                                                                    • Видеоигра в системе непрерывного образования.
                                                                                                                                    • Игровые технологии как фактор трансформации содержания образования.
                                                                                                                                    • Дидактический потенциал игры в реализации личносто-ориентированного подхода. 
                                                                                                                                    • Игровые технологии в процессе оптимизации учебно-материальной среды.
                                                                                                                                    • Современные подходы к отбору игровых технологий в учебном процессе.
                                                                                                                                    • Игровые технологии в работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями.
                                                                                                                                    • Роль игры в формировании субъект-субъектных отношений в образовательном процессе.
                                                                                                                                    • Симуляционные технологии в образовании: анализ мирового и отечественного опыта использования.
                                                                                                                                    • Игровая технология как технология формирования познавательных интересов учащихся.
                                                                                                                                    • Игровые технологии как инструменты оценивания учебных результатов.
                                                                                                                                    • Методическое сопровождение внедрения игровых технологий в образовательный процесс.
                                                                                                                                    • Изучение и сравнительный анализ подходов к персонализации и алгоритмов ИИ, используемых на платформах электронного обучения (Aleks, Squirell AI Learning и др.)
                                                                                                                                    • Трансформация образовательного процесса при использовании адаптивных образовательных инструментов и платформ.
                                                                                                                                    • Изучение опыта организации образовательного процесса с использованием платформ электронного обучения с элементами ИИ.
                                                                                                                                    • Сравнительный анализ стратегий цифровой трансформации организаций высшего образования в РФ и мире: основные подходы и элементы моделей цифровой трансформации.
                                                                                                                                    • Исследование по возможностям и опыту использования управления на основе данных в деятельности вузов.
                                                                                                                                    • Управление цифровой трансформацией образовательной организации.
                                                                                                                                    • Изучение изменения опыта учителей при разработке и апробации новых моделей обучения.
                                                                                                                                    • Прогнозирование/оценка возможного влияние перспективных ЦТ на методы и организационные формы учебной работы, а также изменение существующей/складывающейся стихийно системы образования в различных социальных условиях (мегаполис, город, пригород, село и т.п.)
                                                                                                                                    • Изучение использования инструментов самооценивания цифровой трансформации при формировании стратегии управления образовательной организацией.
                                                                                                                                    • Изучение инновационных педагогических практик в процессе цифровой трансформации.
                                                                                                                                    • Изучение потенциала, опыта и результативности использования в учебном процессе ключевых цифровых технологий. 
                                                                                                                                    • Горизонтальные (сетевые) взаимодействия в образовательном процессе. 

                                                                                                                                    Личные темы

                                                                                                                                    Евгений Дмитриевич Патаракин, epatarakin@hse.ru

                                                                                                                                    • Учебная аналитика совместной деятельности
                                                                                                                                    • Многоагентное моделирование совместной учебной деятельности
                                                                                                                                    • Сетевой анализ коллективных действий над цифровыми образовательными объектами
                                                                                                                                    • Формирование вычислительного мышления в средах создания игр и цифровых историй

                                                                                                                                     Андрей Владимирович Ловаков, lovakov@hse.ru

                                                                                                                                    • Изучение высшего образования как области исследований на основе анализа публикаций (библиометрический анализ)
                                                                                                                                    • Гендерные различия в авторстве публикаций в журналах по высшему образованию
                                                                                                                                    • Анализ развития науки в постсоветских странах

                                                                                                                                     

                                                                                                                                    Илья Аркадьевич Прахов, iprahov@hse.ru

                                                                                                                                    • Факторы межрегиональной доступности высшего образования (количественные и качественные исследования)
                                                                                                                                    • Особенности введения эффективного контракта в российских вузах и его влияние на систему стимулов ППС
                                                                                                                                    • Детерминанты отдачи от высшего образования
                                                                                                                                    • Сигнальная функция высшего образования в России

                                                                                                                                    Хархурин Анатолий Владимирович, akharkhurin@hse.ru

                                                                                                                                    • Развитие креативных способностей через языковую практику