«День открытых дверей»: где учатся учителя, директора школ и исследователи образования
Портретные галереи выдающихся ученых, исследовательские лаборатории рядом с учебными аудиториями, образовательные программы для директоров и студентов — в проекте «День открытых дверей» экскурсию по Институту образования НИУ ВШЭ проводят студентка 2 курса магистерской программы «Доказательная образовательная политика» Виктория Малова и студент 2 курса магистерской программы «Измерения в психологии и образовании» Денис Федерякин.
АДРЕС: Потаповский переулок, дом 16, строение 10.
КАК ДОБРАТЬСЯ: 10-15 минут пешком от метро «Китай-город», «Чистые пруды», «Сретенский бульвар» или «Тургеневская».
Институт образования в своем нынешнем виде существует с 2012 года, но отдельные его подразделения занимаются исследованиями школы, университетов и образовательной политики в целом уже пятнадцать лет. Своей миссией сотрудники университета называют модернизацию российского образования через передовые исследования и разработки, а также подготовку современных управленцев и исследователей. Программы института рассчитаны как на недавних выпускников бакалавриата, так и на учителей и руководителей образовательных учреждений.
Здание
Четырехэтажное здание института в Потаповском переулке было построено в 1937 году на месте пруда, который располагался на территории бывших владений купцов Сверчков-Абрикосовых. Долгое время в этом здании размещалась общеобразовательная школа № 312, а в 2014 году здесь разместились Лицей Высшей школы экономики и Институт образования.
«Мы уважительно относимся к истории этого здания, поэтому в холле на первом этаже есть своего рода памятная стена с табличкой школы, — рассказывает Виктория Малова. — Тут собраны фотографии, дневниковые записи, выписки из школьных тетрадей, отзывы бывших учеников школы и их родителей».
На каждом этаже есть учебные аудитории, но больше всего их на втором этаже — именно тут занимаются лицеисты.Несколько аудиторий названы в честь выдающихся российских педагогов и исследователей образования XX века. Например, компьютерный класс носит имена супружеской пары — Евгения Князева и Натальи Дрантусовой, сотрудников Института образования ВШЭ, трагически погибших 17 ноября 2013 года в авиакатастрофе в Казани. В 2011 году Евгений Князев создал и возглавил в институте Центр университетского менеджмента. Также он был одним из первых российских исследователей, кто стал писать о самостоятельных стратегиях университетов, о том, что университет не часть машины по производству кадров, а самостоятельный игрок на интеллектуальном и социально-экономическом поле.
Конференц-зал, в котором иногда проходят и лекции, носит имя Эдуарда Днепрова, первого избранного министра образования России, автора принятого в 1992 году Закона РФ «Об образовании» (впоследствии он был признан ЮНЕСКО самым демократичным законом об образовании конца XX столетия). Днепров был ведущим научным сотрудником Института образования и членом редакционной коллегии журнала «Вопросы образования». В память о нем для студентов и аспирантов Вышки была учреждена специальная стипендия имени Эдуарда Днепрова.
Можно выйти во внутренний дворик института — побросать баскетбольный мяч или поиграть в теннис
На четвертом этаже находится библиотека-переговорная имени российского педагога, советника министра образования РФ Анатолия Пинского. Пинский создал и долгое время возглавлял Центр социально-экономического развития школы в Институте образования, был одним из создателей журнала «Вопросы образования» и Мониторинга экономики образования. Институт и журнал учредили премию имени А.А.Пинского за лучшие аналитические работы в области образования.
Все именные аудитории имеют единое стилистическое оформление — цитата и портрет того, чьим именем названа аудитория. «А на лестничных пролетах у нас размещены крылатые фразы и цитаты на латинском языке, в том числе так знакомая всем вышкинцам „Non scholae, sed vitae discimus“», — рассказала Виктория Малова.
На четырех этажах здания Института образования НИУ ВШЭ разместился еще один необычный дизайнерский проект под названием «Линия жизни». Это галерея портретов выдающихся педагогов — в их детстве, юности, зрелости и старости. Замысел в том, чтобы, поднимаясь с первого на четвертый этаж, любой посетитель здания смог проследить путь взросления человека. В этом проекте представлены Василий Давыдов, Джон Дьюи, Олег Газман, Антон Макаренко и Мария Монтессори.
Коридоры здания зонированы. Тут и диваны с пуфиками, и столики — можно и проводить какие-то встречи, и просто посидеть, подготовиться к занятиям. Кстати, в оформлении интерьера участвовали коллеги из Школы дизайна НИУ ВШЭ. «Очень удобно, что рядом с учебной аудиторией стоит принтер для студентов и аспирантов и никогда не возникает проблем с тем, чтобы быстро распечатать необходимые документы, — отметила Виктория Малова. — Есть и полки с книгами — популярный в последнее время буккроссинг. В обеденный перерыв можно сходить в столовую-кафе „Путешествие“ на первом этаже здания. Там есть и мягкие диваны, и всегда для настроения играет радио, а на стенах, обыгрывая название, — всевозможные большие и маленькие карты стран, городов и даже карта звездного неба. А можно выйти во внутренний дворик института — побросать баскетбольный мяч или поиграть в теннис. Кстати, баскетбольное кольцо установили недавно, в честь дня рождения двух наших руководителей подразделений — Дмитрия Семенова и Игоря Чирикова. Это был им подарок от института».
Учеба
В Институте образования НИУ ВШЭ открыты очные и очно-заочные магистерские программы.
Очных программ две. Одна из них — «Измерения в психологии и образовании». «Программа направлена на то, чтобы сделать тестирование в области образования максимально объективным, — рассказывает Денис Федерякин. — Это единственная на российском рынке программа, которая дает необходимые знания и умения для эффективной работы в области измерения в социальных науках, в первую очередь в психологии и образовании. В основном обучение на программе вертится вокруг сложных статистических моделей и расчетов. К слову, эта программа была разработана при содействии одного из мировых лидеров в области подготовки специалистов по измерениям — Центра образовательной и психологической оценки Массачусетского университета».
Вторая программа — «Доказательная образовательная политика» — ставит перед собой задачу подготовить управленческие кадры, которые способны доказательно объяснить, какое образование приносит успех. «На нашу программу приходят абсолютно разные люди. Это и учителя, и социологи, и психологи. Я, например, в свое время окончила Институт иностранных языков, — отметила Виктория Малова. — Все студенты имеют возможность пройти практику в федеральных ведомствах, например, в Министерстве образования, а также в Агентстве стратегических инициатив и других организациях, принять участие в исследованиях Института образования».
Очно-заочных программ пять. Программы «Информационные ресурсы исторической науки», «Политические вызовы современности», «Филологическая герменевтика школьной словесности» созданы для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы, которые хотят обновить предметное знание и стать конструкторами новых учебных материалов. Программы «Управление образованием» и «Управление в высшем образовании»разработаны для директоров и завучей школ, руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования, которые хотят развивать свой объект управления. Прием на очно-заочные программы идет до 13 сентября 2016 года.
Наука
«Научные центры и лаборатории Института образования, в которых работает большая часть студентов во время обучения, также расположены здесь, — рассказывает Виктория Малова. — Очень удобно, что твоя учеба и работа находятся непосредственно в одном здании, не нужно тратить время на дорогу, но главный плюс, конечно, в том опыте, который мы здесь получаем. По окончании магистратуры есть выбор — или идти работать (наших выпускников можно встретить в школах и университетах, в HR-отделах крупных коммерческих компаний и в консалтинговых агентствах), а можно пойти в аспирантуру — уже с первого года обучения каждый студент может стать участником программы Аспирантский резерв».
Научные подразделения института сегодня охватывают все этапы образования (развития) человека. Например, Центр исследований современного детства под руководством Катерины Поливановой занимается изучением и анализом развития детей дошкольного и школьного возраста. Основные направления Центра социально-экономического развития школы под управлением Сергея Косарецкого — это разработка региональных программ развития общего и дополнительного образования, программ поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях, мониторинг информационной открытости органов управления образованием и проч.
Центр развития лидерства в образовании — первое место работы, на котором я задерживаюсь и после окончания рабочего дня, потому что интерес к работе не пропадает
Лаборатория «Развитие университетов», возглавляемая Дмитрием Семеновым, концентрируется на прикладных разработках и исследованиях национальных систем высшего образования, региональных и отраслевых сетей вузов и на развитии отдельных университетов. Один из текущих проектов лаборатории — анализ структуры национальных систем высшего образования в пятнадцати странах постсоветского пространства. Социальные и организационные особенности функционирования систем высшего образования изучают в Центре социологии высшего образования под руководством Игоря Чирикова.
«В начале учебного года руководители всех подразделений презентуют свою деятельность студентам, — рассказывает Виктория Малова. — Магистранты уже на первом году обучения могут выбрать, в какой центр пойти работать, но, конечно, последнее слово остается за нашими преподавателями, они просматривают резюме и проводят собеседование. Я, например, единственная с нашего потока попала к Анатолию Каспржаку в Центр развития лидерства в образовании. Мы занимаемся анализом и продвижением наиболее эффективных зарубежных и отечественных практик обучения лидерству руководителей образования, а также проектированием образовательных программ различного уровня и направлений подготовки».
«Я выбрал для себя Центр мониторинга качества образования под руководством Елены Кардановой, — рассказал, в свою очередь, Денис Федерякин. — Мне интересно решать нетривиальные научные задачи. Например, сейчас я работаю над проектом по изучению качества высшего инженерного образования в странах БРИКС. Сейчас мы доказываем эквивалентность тестов, которые мы давали студентам-инженерам в России и в Китае».
«Все студенты работают в центрах в основном на полставки, очно или удаленно, по договоренности с руководителем, что удобно и не мешает учебе, — говорит Виктория Малова. — Работа в центрах Инобра — добровольный выбор магистров, кто-то находит работу вне стен института. Про себя могу сказать, что Центр развития лидерства в образовании — первое место работы, на котором я задерживаюсь и после окончания рабочего дня, потому что интерес к работе не пропадает».
Очно-заочные магистерские программы Института образования ВШЭ:
- для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы:
"Информационные ресурсы исторической науки"
"Политические вызовы современности"
"Филологическая герменевтика школьной словесности"
- для директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием:
"Управление образованием"
- для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования:
"Управление в высшем образовании"
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2016 г.
(бюджетные места)