• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Институт входит в состав Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» — российского лидера рейтинга QS по образованию. Через исследования, через развитие междисциплинарного знания и подготовку современных ученых, действуя совместно с профессиональным сообществом, мы помогаем сформировать новый взгляд на образование, который не ограничен педагогикой. В глобальном обмене знанием стремимся дать нашей стране передовые идеи и концепции, способствовать развитию системы образования для успеха каждого.

Подписаться на рассылку мероприятий

Новости

«Вообще-то у нас текучки нет!» — авторитетно заявляла героиня Людмилы Гурченко в фильме «Любовь и голуби». Сегодняшний рынок труда не может похвастаться тем же.
4 декабря
Нейросети постепенно входят в учебные практики, но многие будущие учителя по-прежнему воспринимают их как нечто инородное для школы. Это чувство дистанции мешает широкому внедрению технологии.
3 декабря
В шахматах «кентавром» называют команду человека и компьютера — вместе они играют сильнее, чем каждый по отдельности. В 1998 году такой кентавр впервые вышел на соревнования и обыграл программу, которая принимала решения самостоятельно. Дмитрий Земцов и Иван Груздев обнаружили, что студенты применяют похожую модель в учебе. Они отдают рутину машине, а сами определяют задачи и контролируют результат.
2 декабря

Наши исследования

Первое лонгитюдное исследование о выборе образования и карьеры в России

Исследование «Траектории в образовании и профессии» (ТрОП) с 2011 года наблюдает за жизнью группы молодых россиян.

Мы изучаем, как молодые люди учатся, работают и строят свой жизненный путь.

Данные ТрОП доступны исследователям для проведения научных работ.

Профессиональные сообщества

Научные публикации

  • Книга

    Матвеева В. И.

    Будет ласковый дождь: Сборник стихов и песен

    В сборник вошли поэтические тексты известного барда Веры Матвеевой, написанные в разные годы. Вера Матвеева прожила короткую, но творчески насыщенную жизнь (23 октября 1945 — 11 августа 1976 года). Многие из ее стихотворений стали известными песнями на музыку, которую она же сама написала. Часть текстов была ранее опубликована, часть публикуется впервые по рукописям автора. Издание сборника приурочено к юбилею Веры Матвеевой.

    М.: Библиотека журнала «Исследователь/Researcher», 2025.

  • Статья

    Ахмеджанова Д. Р., Кузьмичёва П. К., Бочавер А. А.

    Исследование взаимосвязи академических успехов и психологического благополучия учащихся в системе общего среднего образования

    Введение. В XXI веке все большую актуальность приобретает вопрос о том, как школьники могут влиять на свой образовательный процесс. Непрерывные реформы являются устойчивой характеристикой системы российского образования, что актуализирует для учащихся задачи по саморегуляции, в том числе по целеполаганию и планированию, а также по удержанию авторской позиции и благополучия при выстраивании своей учебной траектории. Цель данного исследования состоит в установлении взаимосвязей между саморегуляцией в обучении, выгоранием, академической успешностью и благополучием у учащихся средней школы. Методология, методы и методики. Для выявления связей между конструктами применялся метод срезового анкетирования (n = 1798) среди учащихся средних школ от 12 до 18 лет Красноярского края. В рамках исследования измерялись конструкты саморегуляции в обучении, выгорания, спектра психологического благополучия и успеваемости школьников по ключевым предметам. Результаты и научная новизна. Результаты исследования частично подтвердили проверяемые гипотезы. Позитивные характеристики (благополучие, саморегуляция в обучении и академическая успешность) положительно связаны между собой и отрицательно с выгоранием школьников. В то же время уровень благополучия школьников отрицательно связан с академической успешностью, причем если для мальчиков эта связь статистически незначима, то для девочек она статистически значима. Благополучие выступает защитным фактором между выгоранием и академической успешностью. Однако в связке с саморегуляцией, благополучие нивелирует положительную связь между саморегуляцией и академическими успехами, особенно для девочек. Практическая значимость. Полученные результаты позволяют рекомендовать учителям и другим значимым взрослым обращать более пристальное внимание на благополучие подростков-девочек и поддерживать их. 

    Образование и наука. 2025. Т. 27. № 10. С. 39-64.

  • Глава в книге

    Обухов А. С., Удова О. И., Удова А. М.

    От составителей

    Вступительная статья в сборник стихотворений и песен Веры Матвеевой. 

    В кн.: Будет ласковый дождь: Сборник стихов и песен. М.: Библиотека журнала «Исследователь/Researcher», 2025. С. 3-4.

  • Препринт

    Antipkina I., Ivanov A., Guzhelya D.

    Explicit continuum scale format reduces the ceiling effect in self-report questionnaires comparing to Likert response format

    Basic research program. WP BRP. National Research University Higher School of Economics, 2024

Все публикации

Контакты

  • Проезд до станций метро: Китай-город; Тургеневская/Чистые пруды/Сретенский бульвар.

Внимание!
  • В здании действует пропускная система. Пропуск выписывает сотрудник, к которому приходит гость.
  • Для проезда на автомобиле на внутреннюю парковку сообщите, пожалуйста, марку и номер автомобиля сотруднику, к которому вы направляетесь. Перед въездом со стороны Потаповского переулка установлен шлагбаум — необходимо нажать кнопку «вызов» (на оранжевом столбе рядом с логотипом Института образования) и сообщить охране номер автомобиля и фамилию выписавшего пропуск сотрудника.

Приемная директора Института образования Е. А. Терентьева:

+7 (495) 623-52-49.

Департамент образовательных программ:

+7 (916) 335-15-58 — по вопросам магистратуры.
+7 (495) 772-95-90*22101 — по вопросам дополнительного профессионального образования.

Пресс-служба:

Альберт Истомин
+ 7 (495) 772-95-90 (вн. 22 839)
e-mail: aistomin@hse.ru

Контакты подразделений Института образования НИУ ВШЭ вы можете найти по ссылке.